Перейти к публикации

Как не бросать начатое

Дмитрий Матвеев
  • · 11 минут на чтение

- Привет, Максим! Рад тебя видеть на нашей первой установочной сессии. Максим, скажи, какой у тебя сейчас актуальный жизненный запрос. Специально не говорю, "какие у тебя есть проблемы", так как в позитивном мышлении, к чему коучинг и относится, все проблемы являются задачами.

- Спасибо, я тоже рад, что попал к тебе на сессию. Запрос такой: уже много лет есть интерес к практикам саморазвития, йоге, цигун, но вот стабильности нет - начинаю, затем бросаю. И так уже много лет.

- Хорошо, Максим, сначала я расскажу тебе кратко про Спиральную динамику, а потом на основании услышанного ты попробуешь увидеть ответ на свой вопрос.

1.jpg

Попробуем разобраться с запросом, почему у человека есть интерес к практикам саморазвития, но вот стабильности нету - он начинает и бросает, и так уже много лет. В целом, данный разбор подойдет к любым подобным запросам в контексте начинания и не завершения начатого, не доведение дел до конца, желания чего-то, но бездействия, отсутствия мотивации и воли.

Цитата

Человек на пост-рациональных уровнях интуитивно живёт, чувствует жизнь, проявляет эмпатию, спонтанно принимает решения и принимает другие точки зрения, но при этом его жизнь достаточно структурирована, он встаёт по расписанию, держит своё слово, ставит цели и достигает их. Но может поменять свои планы, если почувствует, что так лучше и это изменение не принесет вред другим.

- Сразу скажу, что СД - это научное исследование, проверенное на протяжении многих десятков лет, она описывает эволюцию человеческого сознания - уровни зрелости человека, а также стадии усложнения структур сознания.

Я - стадии, - когда человек проходит такое развитие индивидуальности, он погружен в то, как он себя ощущает, все связанное с его чувствами, мыслями, эмоциями, когда развиваются его индивидуальные качества и способности.

Мы - стадии, коллективные, то есть здесь человек растёт через социум. Он в любом случае через социум растёт, но фокус больше на мы, на коллективное развитие - на взаимодействие, коммуникацию, совместную деятельность.

И как видишь на рисунке стадии Я и Мы чередуются - то есть, если ты находишься сейчас на стадии Мы, то следующая будет Я, а потом снова Мы и так далее.

Цитата

Если человек только рационален, он такой достаточно суховатый, все по полочкам, никаких эмоций. Он не может выходить за рамки, за правила, мыслить нестандартно, творчески.

1, 2, 3 - это до-рациональные уровни, которые основаны на чувствах, эмоциях и инстинктах. Эти стадии, которые проходит человек в детском возрасте.

Все стадии естественные, то есть заложены в человеке. Он их проходит сам по себе, даже не зная про них. Но все люди индивидуальны, поэтому проходят их по разному - какая-то стадия может быть не прожита полноценно, быть недозрелой, соответственно, следующая стадия уже не может полностью развиться, ну и так далее.

Следующие рациональные уровни - здесь человек живет логикой, понимает, что такое ответственность, дисциплина, уже начинает видеть причинно-следственные связи.

Но это тоже не потолок. Если человек только рационален, он такой достаточно суховатый, все по полочкам, никаких эмоций. Он не может выходить за рамки, за правила, мыслить нестандартно, творчески.

Если "рационал" такой чёткий - все по правилам, чувства, эмоции, желания подавлены, в то время как "дорационал" он вообще не понимает, что такое рациональное, логика, он только на эмоциях и желаниях живет.

Человек может быть биологически взрослым, но оставаться на до-рациональных уровнях.

Цитата

На жёлтом пост-рациональном уровне человек уже понимает, что все на своих местах, в том числе и внутри него самого.

Живет он в рациональном обществе, образование имеет, работает. Но суть в том, что он живёт рационально не из внутренней зрелости, а потому что внешне ему приходится подчиняться правилам и законам, но если он почувствует, что можно оставаться безнаказанным, он будет нарушать правила и законы и руководствоваться только эмоциями. Во время уличных беспорядков, войн, смены власти, и т. п. люди показывают, на каком уровне они действительно находятся.

Но человек может пойти ещё дальше - на пост-рациональные уровни, когда он может быть и рациональным и интуитивным - то есть сознательным.

Такой человек интуитивно живёт, чувствует жизнь, проявляет эмпатию, спонтанно принимает решения и принимает другие точки зрения, но при этом его жизнь достаточно структурирована, он встаёт по расписанию, держит своё слово, ставит цели и достигает их. Но может поменять свои планы, если почувствует, что так лучше и это изменение не принесет вред другим.

И вот человек, который уже вышел за рамки рационального уровня, вырос, может быть и таким и таким, то есть он чёткий, у него бизнес, например, успешный, но при этом он свободен, гибок в мышлении, может быстро что-то изменить, поменять что-то в зависимости от ситуации, в моменте живет, как говорится.

Ну, и тут вот видишь, есть 1-й порядок, 2-й порядок, то есть до зелёного уровня, до 6-го, человек не целостен до конца, и он на любом из уровней вплоть даже на 6-м будет критиковать другие уровни, он не понимает целостность, которая появляется на жёлтом уровне.

На жёлтом пост-рациональном уровне человек уже понимает, что все на своих местах, в том числе и внутри него самого.

- Что думаешь по поводу своего запроса, исходя из услышанного?

- Ну, пока еще не вижу ответа. Надо подробнее про уровни понять.

- Ок, двигаемся дальше.

1-й уровень, бежевый - уровень безопасности, выживания - я бы не сказал, что это системный уровень. Все-таки СД объясняет системы, то есть личность как систему, как структуру, основанную на ценностях, на убеждениях, на смыслах,

Вот твоя структура личности в данный момент воспринимает из какой-то своей стадии - там у тебя есть определённый смысл, определённые ценности, определённые убеждения, твоё мировоззрение. Ты можешь вырасти на другую стадию, но включая потенциал предыдущей. Взросление - всегда про усложнение, наш "процессор" становится мощнее, большей свободой выбора начинает обладать.

На самом деле я бы сказал, что вообще Спиральная динамика описывает зрелость человека как движение к Богу - осознание в себе единство со всем.

Но пока мы не целостны, мы видим мир разделенно, и чем ниже стадия, тем больше этого разделения, оно жёстче, а чем выше, тем больше свободы, больше единства и принятия.

Кстати, я бы сказал, рост зрелости - это про принятие, это про сердце, про чувства. Вот есть "рационал", который чётко все определяет своё место там, но он жёсткий, он несвободный, при этом этот уровень - очень важный, он системный, без него будет анархия, будут эмоции, одни эмоции. А это непредсказуемость, хаос, постоянная тревога за жизнь.

Цитата

... Надо поставить четкие цели в жизни - включить оранжевый уровень и проявить волю, смелость - включить красный уровень.

Вернемся к 1-му уровню.

1-й уровень - выживание - это про здоровье тела, про еду, про сексуальное влечение, - в общем, можно сказать, это 1-й уровень пирамиды Маслоу. Это стадия рождения ребёнка, когда ему не выжить без помощи родителей. Если говорить про цивилизации, то это первобытные люди сами по себе, бегают, выживают в джунглях.

А вот 2-й уровень, фиолетовый - это уже племенной строй, люди в племя собираются, так безопаснее и легче выживать.

И вот у них появляется восприятие, мышление 2-го уровня - свой-чужой, традиции, ритуалы, семья, теплота, забота, принадлежность к племени, сообществу. Это магический уровень - вера в духов, языческих богов.

Управляется племя через жрецов и старейшин. И все одинаковые, а главный старейшина - тот, кто старший по возрасту.

Если говорить про отдельного человека, то вот этот уровень это возраст от года до 3 лет - это появление структуру восприятия через призму папы и мамы, напитывание любовью и заботой. Уровень семьи.

Вот дальше лидерство, победа - это по другому это 3-й - красный уровень.

Уровень силы. На этой стадии ребёнок начинает проверять свои личностные границы, то есть начинает понимать свою отдельность от родителей и мира. У него есть желания, он начинает папу маму строить - хочу игрушку, должно бы ть по-моему и все! Это как раз дорациональный уровень - я хочу, дайте мне, это моё. Здесь формируются личностные границы, и если родители с этими границами грамотно взаимодействуют, они не подавляют эту силу - ребёнок проживает этот возраст, этот уровень с чувством, что вот у него есть сила. А если подавляется, что в принципе принято в обществе - лупят ребёнка, ругают постоянно, запрещают все и т. п. В 19-20 столетиях жёстче было - там не думали ничего про детские травмы, подавили и все, и соответственно обрубали вот эту силу. Сейчас и наоборот происходит - сильно потакают ребенку до такой степени, что сам уже ничего не хочет добиваться, безвольный становится.

Важно проходить эти все стадии гармонично.

Цитата

Есть структуры сознания и есть состояния сознания. На каждой стадии развития личности человек может постигать более тонкие состояния сознания, но на мой взгляд на дорациональных и рациональных стадиях есть ограничение этого восприятия.

Затем уже подросток, он на красном уровне еще, и уже на более высоких классах школы, в институте становится, более зрелым, его система мышления созревает для того, чтобы понимать причинно следственные связи, брать ответственность, самодисциплина появляется. Хотя дисциплина прорабатывается и на более низких стадиях, но здесь уже появляется понимание, что нужно что-то делать для будущего. Он может терпеть, чтобы в будущем что-то получить. На красном уровне такого не может быть, то есть там всегда хочу здесь и сейчас.

4-й синий уровень - очень важный для того, чтобы развить зрелость у человека, чтобы структура появилась, правила, рациональность.

Но он в то же время это уровень догмы - правила нельзя нарушать, инициатива наказуема, если не с нами, то против нас, жесткое разделение на своих и чужих. Исламисты осуждают христиан и евреев. Христианство предает анафеме йогу и буддизм и так далее. Разделение происходит и по национальностям - одна нация считает себя умнее другой, другая духовней, третья сильнее.

Большинство стран живёт на синем уровне, но опять же не факт, что все люди рациональные и очень структурные, они просто находятся в системе государства, которое доросло до этого уровня, само общество, но люди могут ещё до него и не дорасти - они могут так остаться на дорациональных уровнях - магических по своему восприятию.

Человек в какой-то момент хочет больше эффективности, хочет что-то создавать, больше свободы - выйти из какой-то структуры, не быть просто ее элементом, стать независимым - свой бизнес создать, придумать что-то новое, иновационное.

Цитата

Меня как бы все устраивает. Работа - дом. Тогда зачем что-то делать еще, зачем развиваться? С другой стороны, что-то не дает просто жить, что-то говорит внутри, надо заниматься цигун, йогой. И еще - мне видимо, не хватает воли с красного уровня.

Появляется 5-й оранжевый уровень. Вот что сейчас и происходит в принципе, - идея успеха в обществе - стань независимым, лучшим в своем деле, путешествуй, зарабатывай на том, что любишь делать, развивай уникальность, используй все только самое качественное и т. д.

Вернемся к твоему запросу. У тебя есть желание - что-то познавать, развиваться, но что-то ограничивает, мешает. Подумай, что бы тебе сказал человек с каждого уровня - что тебе мешает.

Человек оранжевого уровня очень рационален. Если разговаривать с таким человеком о каких-то там эмоциях, то он не будет воспринимать.

При общении должно быть все логично, измеримые результаты, как сейчас это использовать,

Я вот замечаю, что спиральную динамику хорошо как раз воспринимают люди с оранжевого уровня - человек уже достаточно сложный, структура его личности более зрелая, чем предыдущие..

Он начинает использовать спиральную динамику в том варианте, который он может использовать применительно к своей жизни - становится более эффективным.

И вот, когда человек уже наелся успехами, эффективностью - машина, квартиры, успешность, он дозревает до того, чтобы уже просто начать помогать людям.

Он он уже наелся успехом, он вырос из этого, для него ценность появляется в пользе для людей - участие в социальных проектах по экологии, помощи людям и так далее.

Цитата

Духовный рост происходит непосредственно в социальной жизни, когда человек использует свою энергию на созидание чего-то полезного для других людей.

Он выходит на 6-й зеленый уровень.

Вот, но при этом там все равно остаётся оранжевый уровень - то есть он может даже агрессивно навязывать свою помощь, навязывать свои ценности, бороться за то, что надо людям помогать, его ценности важнее, чем у других. Тут ещё тонкая грань сохраняется такого эгоцентризма, что вот уже на жёлтом уровне проходит.

Когда человек на Желтый уровень переходит, он уже понимает, что все на своих местах.

Там вообще много спонтанности, свободы, кажется нет никакой логики в действиях. На самом деле вот сложно представить такую систему, которая жёлтая, да потому что её понять можно, только если ты находишься сам на этом уровне.

На мой взгляд, примером желтого мышления может быть композитор-дирижёр. Он играет на инструменте, получил консерваторское образование, вышел за рамки исполнения чужой музыки, сочиняет свою и управляет оркестром - структурой. Получается он управляет сложной системой, в которой он свободен что-то менять прямо в моменте и взаимодействует с людьми, которые понимают его по одному движению- с полу слова. И результат - гармоничная музыка в исполнении сложной системы.

Цитата

Можно заниматься йогой или медитацией десятилетиями, но воспринимать жизнь через призму детских дорациональных структур личности.

Это то, что создается на 7-м Желтом уровне.

Последний уровень - 8-й Бирюзовый, сложно описывать - там ещё больше свободы. Я этот высокий уровень интерпретирую как духовный уровень, то есть когда человек чувствует единение, его сложная личность способна воспринимать этот мир тонко.

Есть ещё само по себе духовное развитие, которое заключается в утончении сознания, есть грубое восприятие, есть тонкое восприятие.

Тонкое это уже когда человек воспринимает через метафоры, через поэзию, через музыку. Человек становится восприимчивым к более тонким слоям реальности.

Есть структуры сознания и есть состояния сознания. На каждой стадии развития личности человек может постигать более тонкие состояния сознания, но на мой взгляд на дорациональных и рациональных стадиях есть ограничения в интерпретации и использовании более тонких состояний сознания.

Цитата

По-настоящему только, когда мы достаточно взрослые, нам открываются духовные состояния.

Но это уже отдельная история. Сегодня у нас речь все-таки про твой запрос, исходя из структур развития - то есть стадий развития личности.

- Теперь хотел бы тебя услышать - что ты можешь сказать - почему ты бросаешь делать то, что тебе нравится?

- Мне пришла интересная мысль - я бросаю, потому что у меня нет цели. Я хочу делать практики саморазвития ради чего-то не сильно мне понятного, абстрактного. А вот четкой цели в жизни сейчас у меня нет. Меня как бы все устраивает. Работа - дом. Тогда зачем что-то делать еще, зачем развиваться? С другой стороны, что-то не дает просто жить, что-то говорит внутри, надо заниматься цигун, йогой. И еще - мне видимо, не хватает воли с красного уровня.

Цитата

Коучинг, который я применяю, это и про достижение целей и про познание себя, то есть своей души.

- То есть получается, что тебе надо поставить четкие цели в жизни - включить оранжевый уровень и проявить волю, смелость - включить красный уровень. Ты пришел на сессию - это уже шаг, поступок в направлении своей цели. В следующий раз мы можем поставить эти цели и начать к ним двигаться. Также мы можем поисследовать и узнать, что это за голос внутри и зачем он толкает тебя заниматься практиками. Готов пойти на новые уровни развития?

- Да, конечно!

- Тогда договоримся о совместной работе в ближайшее время. В завершение добавлю: духовное развитие идет неразрывно с личностным. Часто люди убегают в духовные практики и на самом деле перестают развиваться, создается только иллюзия. Духовный рост происходит непосредственно в социальной жизни, когда человек использует свою энергию на созидание чего-то полезного для других людей. Поэтому коучинг, который я применяю, это и про достижение целей и про познание себя, то есть своей души. Да, и именно личностные ограничения блокируют наши желания развиваться духовно. А выход за рамки ограничений - это и есть взросление.

По-настоящему только, когда мы достаточно взрослые, нам открываются духовные состояния. Можно заниматься йогой или медитацией десятилетиями, но воспринимать жизнь через призму детских дорациональных структур личности. Или будучи только рациональными, описывать себе жизнь в рамках науки и логики можно вообще остановиться в развитии и стать сухим, бесчувственным интеллектуалом. И соответственно, так и не познать глубокого внутреннего спокойствия и мудрой зрелости, которые приходят, когда мы по-настоящему становимся взрослыми.

  • Нравится 1
  • 0
  • 72
Please sign in or register to post a comment.

0
72
  • Нравится 1
  • Создать...