Перейти к публикации

10 психологических фильмов, снятых под воздействием коллективного бессознательного Карла Юнга

PsyPress
  • · 3 минуты на чтение

Кино – это отражение нашей жизни, наших отношений, отражение духовных ценностей, которыми мы живем, это и влияния истории страны, людей на современную действительность. Мы воспринимаем просмотр фильма как развлечение, но не задумывается о его влиянии на наши мысли, эмоции и настроение. А просмотр определенных фильмов, может открывать такие двери, которые в противном случае оставались бы закрытыми. Перед вами подборка из 10 фильмов, авторы которых оказались под воздействием (сознательно или бессознательно) теории и идеи Карла Юнга.

«Звезда родилась» (США, 1937г.)

2078806609_.thumb.jpg.ff96ac735123562601d602a7ed85450d.jpg

Девушка, которая работает официанткой, мечтает стать звездой. Ей подвернулся удобный случай реализовать свою мечту. Меняя свое имя на пути в славе, девушка хочет изменить и свою жизнь, как бы отрекаясь от своего прошлого. Но это приводит к неврозу и депрессивному состоянию. Мы наблюдаем интерпретацию идеи архетипов: самореализация личности с противопоставлением концепции тени.

«Письмо незнакомки» (США, 1948)

829371528_.thumb.jpg.293fb5297985eb1bfeef3896ed01a6ef.jpg

Фильм, который был снят по одноименному произведению Стефана Цвейга, дает возможность зрителям познакомиться с понятием тени, личности и с идеалистической проекцией. Молодая женщина Лиза тайно влюблена в своего соседа Штефана, талантливого пианиста. Их короткая связь ни к чему не привела и Штефан не вспоминает о ней, в отличие от Лизы, которая осталась в тени и хранит свои чувства в тайне, боясь быть отвергнутой.

«Три лица Евы» (США, 1957 г.)

1826372248_.thumb.jpg.cf52704cbc003c9d84c633341e40c75d.jpg

Скромная домохозяйка Ева страдает от сильных головных болей и провалов в памяти. Муж отправляет жену к психиатру, на приеме у которого выясняется, что Ева хранительница трех личностей. Диагноз — диссоциативное расстройство личности. Так своеобразно показана потребность объединения своих негативных и позитивных черт с сохранением привычного образа в обществе.

«Земляничная поляна» (Швеция, 1957 г.)

823461244_.thumb.jpg.4404e6b5ba1514ebf552bfd102b8ae4a.jpg

Главный герой — образец архетипа «мудрый старец». Поездка на машине превращается для профессора медицины Исака Борга в путешествие в прошлое с воспоминаниями и переосмыслением жизни. Встречи и дорожные приключения чередуются с видениями и снами, в которых Исак встречается со своей семьёй — молодыми братьями, родителями и покойной женой.

«Магия неба и земли» (США, 1962 г.)

47771919_.jpg.46eda8aa09933c603b344ccd7d6879ff.jpg

В анимационном фильме главные герои вырезаны из газет и журналов. Хорошая отсылка к культурным архетипам, которые живут в сознании общества. Под невообразимую музыку фигура поднимается в небо и возвращается обратно не землю - посыл к коллективному бессознательному. Развитие личности — это индивидуализация. Путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное

«Персона» (Швеция, 1966 г.)

1885413065_.thumb.jpg.cc40a023e086d44b8dcd726404c7c79d.jpg

В фильме показана одна из актуальных проблем современного мира — даже будучи знаменитым и востребованным, человек может чувствовать одиночество и бессмысленность своей жизни. Актриса замолкает прямо на сцене и не желает больше ни с кем общаться. Обследование показали, что она полностью здорова, но медсестра Альма должна помочь актрисе справиться с этим состоянием. Вспомним понятие «Личности» по Юнгу. Создание индивидуальной маски, чтобы спрятать свою настоящую сущность от общества.

«Святая гора» (Мексика, США, 1973 г)

1980710321_.jpg.bb7ff9ff2b332c80e089c677cf9c4067.jpg

Христос сбрасывает оковы и оказывается в современном городе, средоточии человеческих пороков, культа смерти и секса. Режисер Алехандро Ходоровски был увлечен книгой Юнга «Человек и его символы» и использовал концепцию о коллективной мифологии, чтобы представить публике альтернативную реальность. Отличная картина для рассмотрения мифопоэтики и ее влияния на феноменологию сознания.

«Темный город» (США, Австралия, 1998 г.)

1131807191_.thumb.jpg.fa1acffbd2c34273b48212f13974fba6.jpg

Один из культовых фильмов 90х, который имеет отсылку к Юнгу, а конкретнее к его работе о природе личности и о внедрении памяти в сознание. В кинокартине мы видим проявление личности и её изменение в рамках определенных условий: реальность, которая создана путём проекции концепта идеального общества, и образована с целью исследования природы человеческой души

«Ванильное небо» (США, 2001 г.)

1334493957_.jpg.17d542fddb914e1c64a26b44e72eb9d3.jpg

Психологический триллер. Название отсылает к одноимённому пейзажу художника-импрессиониста Клода Моне, который по сценарию находится в коллекции картин главного героя фильма. Жизнь богатого и успешного плейбоя Дэвида меняется в один момент. Смерть и пустота или вечная жизнь после смерти? Но как оказалось, эта вечная жизнь целиком и полностью зависела от желаний главного героя, и эта самая жизнь во сне являлась версией того, что могло бы быть с ним на самом деле. Финал фильма это выбор Дэвида: открыть глаза и проснуться, и получить возмоность доживать жизнь в настоящем мире или продолжать жить в своем мире фантазий. Что выберет главный герой?

«Прометей» (США, 2012 г.)

947270700_.thumb.jpg.1846531a7b82ade8569b09764517f466.jpg

В поисках сакрального знания группа ученых отправляется в отдаленные уголки вселенной. Открыть тайну появления человечества - заманчивая, но как оказалось, очень опасная затея. Отсылка к мифу «Прометей», а также к бессознательному и развитию личности теории Юнга

  • Нравится 2
  • Супер 1
  • 1
  • 10440

1 комментарий

Admin

Прежде всего, фильмы, где показано коллективное бессознательное: в мифах и символах. Где внутренняя динамика определяет проживаемые события во внешней жизни. Фильмы, где виден духовный поиск, поиск смысла и попытка удовлетворить религиозный инстинкт. Фильмы про вторую половину жизни и встречу со смертью. Дополняйте друзья и коллеги.

• Король-рыбак (1991, Терри Гиллиам)

• Фонтан (2006, Даррен Аронофски)

• Запределье (2006, Тарсем Сингх)

• Начало (2010, Кристофер Нолан)

• Лабиринт фавна (2006, Гильермо дель Торо)

• Куда приводят мечты (1998, Винсент Уорд)

• Сны (1990, Акира Куросава)

• Беспокойная Анна (2007, Хулио Медем)

• Воображариум Доктора Парнаса (2009, Терри Гиллиам)

• Урок Фауста (1994, Ян Шванкмайер)

• Сатирикон (1969, Федерико Феллини)

• Аватар (2009, Джеймс Кэмерон)

• Святая гора (1973, Алехандро Ходоровски)

• Цвет граната (1968, Сергей Параджанов)

• Агора (2009, Алехандро Аменабар)

• Жертвоприношение (1986, Андрей Тарковский)

• Земляничная поляна (1957, Ингмар Бергман)

• Путь (2010, Эмилио Эстевес)

• После жизни (1998, Хирокадзу Корээда)

• Весь этот джаз (1979, Боб Фосси)

• Андерсен. Жизнь без любви. (2006, Эльдар Рязанов)

• Хранитель снов (2003, Стив Бэррон)

• Геркулес (2005, Роджер Янг)

• Мария (2005, Абель Феррара)

• Поэзия (2010, Ли Чхан-дон)

• Пока не сыграл в ящик (2007, Роб Райнер)

• Крик муравьёв (2006, Мохсен Махмальбаф)

• Вий (1967, Георгий Кропачёв)

• Будем жить (1995, Дмитрий Томашпольский)

• Одиссей (1997, Андрей Кончаловский)



Please sign in or register to post a comment.

1
10.4k
  • Нравится 2
  • Супер 1
  • Создать...