Кино – это отражение нашей жизни, наших отношений, отражение духовных ценностей, которыми мы живем, это и влияния истории страны, людей на современную действительность. Мы воспринимаем просмотр фильма как развлечение, но не задумывается о его влиянии на наши мысли, эмоции и настроение. А просмотр определенных фильмов, может открывать такие двери, которые в противном случае оставались бы закрытыми. Перед вами подборка из 10 фильмов, авторы которых оказались под воздействием (сознательно или бессознательно) теории и идеи Карла Юнга.
«Звезда родилась» (США, 1937г.)
Девушка, которая работает официанткой, мечтает стать звездой. Ей подвернулся удобный случай реализовать свою мечту. Меняя свое имя на пути в славе, девушка хочет изменить и свою жизнь, как бы отрекаясь от своего прошлого. Но это приводит к неврозу и депрессивному состоянию. Мы наблюдаем интерпретацию идеи архетипов: самореализация личности с противопоставлением концепции тени.
«Письмо незнакомки» (США, 1948)
Фильм, который был снят по одноименному произведению Стефана Цвейга, дает возможность зрителям познакомиться с понятием тени, личности и с идеалистической проекцией. Молодая женщина Лиза тайно влюблена в своего соседа Штефана, талантливого пианиста. Их короткая связь ни к чему не привела и Штефан не вспоминает о ней, в отличие от Лизы, которая осталась в тени и хранит свои чувства в тайне, боясь быть отвергнутой.
«Три лица Евы» (США, 1957 г.)
Скромная домохозяйка Ева страдает от сильных головных болей и провалов в памяти. Муж отправляет жену к психиатру, на приеме у которого выясняется, что Ева хранительница трех личностей. Диагноз — диссоциативное расстройство личности. Так своеобразно показана потребность объединения своих негативных и позитивных черт с сохранением привычного образа в обществе.
«Земляничная поляна» (Швеция, 1957 г.)
Главный герой — образец архетипа «мудрый старец». Поездка на машине превращается для профессора медицины Исака Борга в путешествие в прошлое с воспоминаниями и переосмыслением жизни. Встречи и дорожные приключения чередуются с видениями и снами, в которых Исак встречается со своей семьёй — молодыми братьями, родителями и покойной женой.
«Магия неба и земли» (США, 1962 г.)
В анимационном фильме главные герои вырезаны из газет и журналов. Хорошая отсылка к культурным архетипам, которые живут в сознании общества. Под невообразимую музыку фигура поднимается в небо и возвращается обратно не землю - посыл к коллективному бессознательному. Развитие личности — это индивидуализация. Путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное
«Персона» (Швеция, 1966 г.)
В фильме показана одна из актуальных проблем современного мира — даже будучи знаменитым и востребованным, человек может чувствовать одиночество и бессмысленность своей жизни. Актриса замолкает прямо на сцене и не желает больше ни с кем общаться. Обследование показали, что она полностью здорова, но медсестра Альма должна помочь актрисе справиться с этим состоянием. Вспомним понятие «Личности» по Юнгу. Создание индивидуальной маски, чтобы спрятать свою настоящую сущность от общества.
«Святая гора» (Мексика, США, 1973 г)
Христос сбрасывает оковы и оказывается в современном городе, средоточии человеческих пороков, культа смерти и секса. Режисер Алехандро Ходоровски был увлечен книгой Юнга «Человек и его символы» и использовал концепцию о коллективной мифологии, чтобы представить публике альтернативную реальность. Отличная картина для рассмотрения мифопоэтики и ее влияния на феноменологию сознания.
«Темный город» (США, Австралия, 1998 г.)
Один из культовых фильмов 90х, который имеет отсылку к Юнгу, а конкретнее к его работе о природе личности и о внедрении памяти в сознание. В кинокартине мы видим проявление личности и её изменение в рамках определенных условий: реальность, которая создана путём проекции концепта идеального общества, и образована с целью исследования природы человеческой души
«Ванильное небо» (США, 2001 г.)
Психологический триллер. Название отсылает к одноимённому пейзажу художника-импрессиониста Клода Моне, который по сценарию находится в коллекции картин главного героя фильма. Жизнь богатого и успешного плейбоя Дэвида меняется в один момент. Смерть и пустота или вечная жизнь после смерти? Но как оказалось, эта вечная жизнь целиком и полностью зависела от желаний главного героя, и эта самая жизнь во сне являлась версией того, что могло бы быть с ним на самом деле. Финал фильма это выбор Дэвида: открыть глаза и проснуться, и получить возмоность доживать жизнь в настоящем мире или продолжать жить в своем мире фантазий. Что выберет главный герой?
«Прометей» (США, 2012 г.)
В поисках сакрального знания группа ученых отправляется в отдаленные уголки вселенной. Открыть тайну появления человечества - заманчивая, но как оказалось, очень опасная затея. Отсылка к мифу «Прометей», а также к бессознательному и развитию личности теории Юнга
- 2
- 1
- 1
- 10440
1 комментарий