Михаил Михайлович Решетников, профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, член Президиума Российского психологического общества, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, паст-президент МОО «Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии», представил доклад «Психическое здоровье в современном мире с точки зрения Нематериальной теории психики, или Кто является носителем психики и разума1» на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов. Публикуем текст доклада.
Я не буду останавливаться на подробном изложении Нематериальной теории психики. Она неоднократно опубликована на русском и английском [7–12, 20–26]. Поэтому кратко напомню лишь ее основные выводы.
Вначале ее ключевое положение: наличие здорового мозга является необходимым, но недостаточным условием формирования и адекватного функционирования человеческой психики — обязательно требуется языковое программирование.
В этой теории также были обоснованы ряд существенных выводов.
Во-первых, мозг и психика — это две тесно связанные, но принципиально разные системы.
Во-вторых, мозг и нервная система материальны и регулируют деятельность всех внутренних органов, физиологические реакции и адаптивные функции индивида, то есть — человека как представителя биологического вида Homo Sapiens.
В-третьих, психика нематериальна. Это информационная структура, которая формируется на основе языкового программирования только в социальной среде и регулирует все социальные функции человека. Именно эта структура делает нас личностями.
Лучше всего это демонстрируют невольные опыты воспитания человеческих детенышей в животных сообществах. Они, конечно, остаются индивидами, представителями вида Homo sapience, но они не становятся личностями и не способны подключиться к социальному Со-знанию [1]. Однако они усваивают язык и программы поведения того животного сообщества, где им удалось выжить [17].
В околонаучной литературе описываются не менее десятка полумифологических опытов, когда новорожденных помещали в изолированное от социума пространство, за ними ухаживали, кормили, пеленали, но вообще не вступали с ними в вербальные контакты. Основной интерес горе-экспериментаторов состоял в попытке узнать: на каком же языке заговорят дети? Естественно, что они не заговорили ни на каком языке. Более того — у них вообще не формировалась человеческая психика. И здесь мы должны сделать еще один важный вывод: ни один конкретный человек не является носителем психики.
Носителем и передатчиком человеческой психики является окружающий младенца социум. И второй важнейший вывод: язык — это внешняя функция психики, или ее реальная объективизация. Психика структурируется языком, которым опосредованно обозначаются все предметы и явления. Причем формирование психики происходит только в период ее манифестации в раннем детстве [5]. В более поздние сроки ребенок может усвоить некоторые слова и понятия и даже некоторые формы поведения, но полноценной личностью он уже никогда не станет, так как период манифестации (формирования человеческого разума) упущен [17].
Следующий важный вывод: абсолютное большинство тех, кто становится личностями, усваивают тот язык, ту систему мышления, те идеи и ценности, которые действуют в окружающем его социуме.
Ученые долго искали психику в структурах мозга и создавали различную псевдофизиологическую и псевдопсихологическую терминологию для описания психических процессов в виде неких мозговых механизмов психики. Они якобы изучали и лечили психику, а на самом деле изучали и лечили мозг. Из Нематериальной теории психики вытекает ряд принципиально новых выводов и подходов, как к психологии в целом, так и к анализу мировых процессов.
В принципе, эти идеи имеют давнюю историю. Еще Карл Ясперс в 1913 году писал: «Каждый человек есть то, что он есть, только потому, что в свое время был заложен совершенно определенный исторический (а не просто общечеловеческий) фундамент». «Реальная психическая жизнь немыслима вне традиций, передаваемых ему через ту человеческую общность, среди которой он живет» [19]. То есть то, что мы называем разумной жизнью, по сути, интроецируется (но можно сказать — навязывается) традициями, идеями и принципами, культивируемыми в окружающем социуме. А значит, эти принципы могут иметь множество вариантов, а будучи сформированными, даже если и поддаются коррекции, все равно остаются главенствующими. Мы это реально видим по поведению молодых мигрантов, взращенных на ложных идеях оккупации их стран со стороны России, которая — наоборот — обеспечила им вхождение в мировую культуру, принесла научный и технический прогресс.
Обратимся к Фрейду и его идее о необоснованности противопоставления индивидуальных и массовых психических феноменов. Как подчеркивает автор, в этом противопоставлении «…многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет», в силу чего психология отдельной личности «…с самого начала является одновременно также и психологией социальной…». И далее Фрейд дополняет этот вывод тезисом о необходимости рассматривать каждого отдельного человека не как самостоятельного субъекта, а «…как члена племени, народа, касты, сословия, институции…» [14].
А если представить этот тезис в обратном звучании, можно сделать заключение, что и социум, целые страны и народы могут страдать депрессиями, неврозами и психозами. Трудно найти другое объяснение для общенационального невроза российской революции 1917 года, когда каждый, кто в шляпе и в пенсне, а уж тем более в рясе становился врагом и подлежал уничтожению, а православный народ весело и радостно грабил церкви. Также трудно найти объяснение для общенационального психоза в фашистской Германии тридцатых годов. Еще затруднительнее найти объяснение идеям патологического антирусизма в современном западном мире.
А теперь обратимся к идеям представителей философии иррационализма и волюнтаризма. В свое время термин «волюнтаризм» приобрел исключительно негативный оттенок, хотя исходно он использовался для обозначения философского направления, считающего волю основой всего сущего, движущей силой развития, в некотором роде противопоставляя волю разуму. На определенном периоде развития философии и психологии эти теории были просто отброшены, а как представляется — зря.
С одной стороны, волюнтаризм абсолютизировал полную свободу воли и действий конкретного человека, а с другой — все волевые побуждения в волюнтаризме рассматривались как непознаваемые, слепые силы, которые и «ведут» человека по жизни. В последующем было признано, что волюнтаризм особенно опасен в системе власти и в педагогике. То есть когда те или иные властные фигуры, а педагог — это одна из самых первых властных фигур (и прообраз всех последующих), предлагают или даже настаивают на какой-то нереальной или утопической идее и принуждают учащихся, а в случае с властными фигурами — принуждают весь социум следовать их требованиям.
Обратимся к одному из ярчайших представителей волюнтаризма Артуру Шопенгауэру (1788–1860) и его работе 1818 года «Мир как воля и представление» [18]. Автор убедительно обосновывает, что каждый a priori считает себя совершенно свободным и думает, будто он в любой момент может избрать другой жизненный путь, сделаться другим. Но a posteriori он убеждается, что он не свободен, а подчинен необходимости, и до конца жизни вынужден проявлять один и тот же (им самим не одобряемый!) характер, играть до конца однажды принятую на себя роль.
Шопенгауэра называют главным пессимистом в истории философии. Он обосновывает, что не существует никаких универсальных правил, потому что воля подчиняет разум, при этом воля иррациональна. То есть свободной воли отдельного человека не существует, она подчинена мировой иррациональной воле. Особого внимания заслуживает выделение этим философом эгоистического характера, который, по мнению автора, свойственен для большинства людей. Этот характер может (при определенных условиях) от обычного бытового эгоизма доходить до крайностей, как пишет автор, вплоть до готовности убить человека ради того, чтобы его жиром смазать себе сапоги.
Последователь Шопенгауэра — Фридрих Ницше (1844–1900) развивает эти идеи и приходит к выводу, что мировая воля, о которой писал Шопенгауэр, является в своей сущности волей к власти, а не просто стремлением быть. Эти идеи развиваются автором в 1874 году в работе «О пользе и вреде истории для жизни» [2, 3, 6].
Для чего мной приводится этот экскурс в философию иррационализма? Давайте внимательнее присмотримся к современным мировым событиям с философской и психологической точки зрения. Что мы увидим? Мы увидим, что так называемая элита коллективного Запада уже на протяжении нескольких столетий идет по пути иррационального и эгоистического развития, в основе которого лежит стремление к власти над всем миром, даже несмотря на реальную угрозу его полного уничтожения. При этом такая идеология насаждается в западных странах с помощью мощнейших финансовых, политических и волевых усилий над всем населением этих стран, насаждается с помощью лжи, фальсификации истории и современных событий. Насаждается в дошкольных учреждениях, затем в системе образования и с помощью подавления любого инакомыслия во взрослой популяции. При этом основными проводниками новой идеологии являются система образования и практически полностью подконтрольные правящим элитам западного мира СМИ.
Пропаганда расчеловечивания активно насаждается начиная с самого раннего возраста, когда у ребенка еще практически отсутствует критическое мышление, причем эта пропаганда апеллирует к самым низменным потребностям и влечениям человека. Как отмечал З. Фрейд, такие влечения свойственны всем людям, поэтому каждый конкретный человек отчасти является врагом культуры, так как культура — это то, что налагает запреты [15]. Но никто не любит запреты. И богатейшие люди мира, так же, как и определенная часть власть предержащих, своим демонстративным пренебрежением нормами морали, нравственности и даже законами, безусловно, подтверждают этот вывод.
Еще раз вернусь к этому тезису и постараюсь акцентировать его значимость. Поскольку низменные влечения реально существуют, а культура, как показывает опыт последних десятилетий, — это слишком тонкая ткань, требуется не просто морально осуждать такие влечения, а при поддержке государственных структур законодательно строго карать за любые их проявления и популяризацию. В нашей стране это уже происходит с появлением ростков новой государственной идеологии, которую, конечно же, можно было бы и создать, но гораздо лучше и надежнее взрастить.
Считается, что на Западе нет никакой идеологии, но что постоянно внушается новым поколениям начиная с XX века? Им внушается, что мы живем в мире безудержной конкуренции всех против всех, а на смену высоким принципам человеческого сосуществования явно приходят принципы товарного фетишизма и сакрализации материального успеха. Особого внимания заслуживают западные СМИ и их повседневная пропаганда (а точнее — императивное и косвенное внушение) уродливого образа врага, на роль которого последовательно продвигается Россия с ее историческими (высокими!) традициями, огромной территорией и несметными природными богатствами.
Паранойяльный бред в отношении якобы дикой и агрессивной России внушается всеми западными СМИ. Причем внушается на фоне роста общественного пессимизма, деградации института семьи, активной популяризации движения феминисток, чайлдфри и ЛГБТ*. Добавим к этому рост наркоманий и преступности, узаконивание проституции и педофилии, идеи трансгендеризма*, деградацию западной демократии и институтов государственного управления, безудержный рост вооружений и терроризма, рост популярности правых сил, национализма и фашизма во многих западных странах.
Я не сторонник идей конспирологии и мирового правительства. Но объединяя Нематериальную теорию психики с последними тезисами, мы могли бы сделать определенные выводы. Точнее, должны признать, что при жестком контроле над системой образования и ведущими СМИ, то есть над всей передаваемой социуму информацией, можно на протяжении двух-трех десятилетий сформировать у населения отдельной страны или даже у населения десятка стран любую идеологию, любую систему ценностей и любую мораль. Уточню — от самой высокой до самой низменной и человеконенавистнической.
В заключение хочу выразить уверенность, что у этой идеологии расчеловечивания есть реальные авторы и дирижеры, которые, скорее всего, не хуже нас разбираются в психологии масс. Кроме того, хочу выразить уверенность, что источник этой идеологии находится не в исламском и не в православном мире, не в Китае и не в Индии, исповедующих качественно иные духовные ценности.
И последнее. С точки зрения Нематериальной теории психики, современные подходы к психологии масс и психическому здоровью не могут рассматриваться вне самого широкого и в высшей степени квалифицированного подхода к социальной терапии. Психологическое сообщество должно осознать свою особую роль и свою особую ответственность в формировании такой социальной политики.
Примечание
1 В соответствии с современными представлениями психика определяется как совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, памяти и т. д.) и как специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. В отличие от этого разум характеризуется как высшая степень мыслительного процесса, способность человека думать и рассуждать логически, творчески, рационально, абстрактно.
Литература
-
Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
-
Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. По изд.: Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 2. – М.: Культурная революция, 2005. – Т. 2 / Пер. С нем. – М.: Фолiо, 2013. – 480 с.
-
Некрасова Е. Н. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк. – М.: МФТИ, 2007. – 160 с.
-
Павлов И. П. Полное собрание трудов. Т. 1-5. – М.-Л.: Академия наук СССР. 1949. – Т. III, кн. 1. – С. 104, 482, 491, 515.
-
Пенфилд В., Робертс Л. Содержание, речь и мозговые механизмы. – М., 1964. – 264 с.
-
Перцев А. В. Фридрих Ницше у себя дома. – СПб: Владимир Даль, 2009. – 480 с.
-
Решетников М. М. Мозг и психика // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л. В. Артищева; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой и др. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. – Т. 1. – С. 104–106.
-
Решетников М. М. Психика и мозг: обучение и воспитание как процесс языкового программирования // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3 (10). – С. 86–102.
-
Решетников М. М. Гениальные идеи и гениальные ошибки. (Нематериальная теория психики — второе сообщение) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. – 2019. – № 3. – С. 36–41.
-
Решетников М. М. Современные представления о психике: смена парадигмы // Неврологический вестник. – 2020. – Т. 52. – № 1. – С. 72–81.
-
Решетников М. М. «Революционные» шаги в тупик. К 160-летию публикации статьи «Рефлексы головного мозга» // Неврологический вестник. – 2022. – Т. 54. – № 4. – С. 51–58.
-
Решетников М. М. 2000 лет ошибок и заблуждений. Методологические предпосылки и основания Нематериальной теории психики. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2024. – 60 с.
-
Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. – М.: Министерство просвещения СССР, 1953. – С. 31–33, 36–37.
-
Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах. Т. XV. Статьи по теории культуры / Пер. С нем. Андрея Боковикова. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 336 с.
-
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах Т. VIII. / Пер. С нем. Андрея Боковикова. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 368 с.
-
Фрейд З. Неудобство культуры // Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах Т. XVI. Статьи по теории культуры 2 / Пер. С нем. Андрея Боковикова. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 336 с.
-
Храмов А. В. Как пчела превратилась в волка: дети-дикари и антропология модерна // Неприкосновенный запас. – 2014. – № 6. – С. 243—264.
-
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Эксмо, 2015. – 180 с.
-
Ясперс К. Общая психопатология / Пер. С нем. Л. Акопяна. – М.: Практика, 1997. – С. 497, 502, 723–724, 851–853.
-
Reshetnikov M.M. What Is the Psyche? What Are We Curing? // Anthropology: Open Access. 2017, 6(3):11-15.
-
Reshetnikov M.M. Problem of Relation Between Brain and Mind in Physiology, Medicine and Psychology // Journal of Psychiatry and Psychiatric Disorders. 2017, 1(6):313-316.
-
Reshetnikov M.M. Non-Material Theory Of the Psyche // International Journal of Psychiatric Research. 2018, 1(1):1-7.
-
Reshetnikov M.M. Non-Material Theory of the Psyche: Historical Prerequisites, Argumentation and Practical Implications // International Journal of Psychology & Psychological Research. 2018, 3(5):1-7.
-
Reshetnikov M.M. Non-material Nature of the Psyche // Psychological Review. 2018, 125(6-2):1035-1047.
-
Reshetnikov M.M. During Two Thousand Years We Were Looking for the Psyche in a Wrong Place (Ideas Live Their Own Life) // International Journal of Current Innovations in Advanced Research. 2018, 1(4):82-87.
-
Reshetnikov M.M. Genius Ideas and Genius Mistakes: A Clinical Approach // International Journal of Psychiatry Research. 2019, 2(3):1-10.
* ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России.
18-й Санкт-Петербургский саммит состоялся 2–5 июня 2024 года. В первый день в ходе панельной дискуссии «Кризис мировой цивилизации — слово российским психологам» с докладами выступили проф. А. Г. Асмолов, проф. Т. В. Черниговская, проф. Д. А. Леонтьев, канд. Мед. Наук К. В. Павлов, проф. Т. Ю. Базаров, проф. М. М. Решетников, проф. А. Г. Караяни, проф. Е. В. Сидоренко. В зале присутствовали более 1000 участников из разных городов страны, открытую трансляцию посмотрели более 13 тысяч зрителей.
Источник: https://psy.su/feed/12354/
- 1
- 0
- 104