Перейти к публикации

Когнитивно-поведенческая терапия творческого кризиса

PsyPress
  • · 17 минут на чтение

Обычно уже имеющих первичное психическое нарушение или расстройство, творческий кризис может провоцировать усугубление состояния или рецидив. Несмотря на частое использование людьми творческих профессий и исследователями творчества словосочетания «творческий кризис», ему, как и просто понятию «кризис», сложно дать точное научное определение (Кружкова, 2013).

творческого кризиса.jpg

В статье мы будем понимать под творческим кризисом «временный перерыв в творчестве, сопровождающийся мучительными внутренними переживаниями и изменениями в поведении художника» (Феномен творческого кризиса, с. 377). Творческие кризисы исследуют чаще всего в связи с людьми творческих профессий — художниками, писателями, музыкантами (Вакарина, Васильева, 2021).

Однако с подобными переживаниями сталкиваются люди самых разных профессий, и не обязательно при создании произведений искусства. Так, на творческий кризис может пожаловаться программист, который бьется над поиском решения сложной задачи, или человек, который ведет блог и испытывает трудности с созданием контента. Поэтому в своей практической работе мы, опираясь на феноменологический подход, в качестве творческого кризиса рассматриваем любую ситуацию, когда клиент испытывает трудности в своей деятельности, которую сам считает творческой, даже если она напрямую не связана с каким-либо видом искусства.

Важно отметить, что тема творческого кризиса, на наш взгляд, может быть предметом как психотерапевтического, так и коучингового процесса, хотя четкой границы между запросами, направляемыми к коучам, психологам и психотерапевтам, нет (Ёжиков, Ковпак, 2021). Важно обозначить, что далеко не всегда преодоление трудностей в придумывании и реализации творческих идей требует психотерапевтической помощи. Если состояние творческого кризиса не отягощено другими патопсихологическими или психопатологическими состояниями, глубокая терапевтическая работа не будет приоритетным вариантом для клиента.

В данной статье мы рассмотрим работу с творческим кризисом в рамках когнитивной терапии А. Бека. Для этого мы обозначим основные задачи, стоящие перед специалистом в работе с человеком, находящимся в творческом кризисе, предложим пути решения этих задач, а также обозначим ограничения имеющихся в нашем арсенале методов работы.

К. В. Линкевич, Р. О. Котенко Задачи психотерапии в ситуации творческого кризиса клиента

В данной статье мы опираемся на опыт работы с 14 клиентами в возрасте от 20 до 35 лет, переживающими творческий кризис. Мы работали с ними индивидуально: семь человек (четыре женщины в возрасте от 20 до 27 лет, трое мужчин в возрасте от 28 до 35 лет) работали с Линкевич К. В. И семь человек (четыре женщины в возрасте от 21 до 25 лет, трое мужчин в возрасте от 22 до 28 лет) — с Котенко Р. О. Из всей выборки пять человек изначально обратились к нам с проблемой в творческой деятельности, в то время как у остальных девяти проблема творческого кризиса возникла в процессе работы. Сферы деятельности, в которых возник кризис, были довольно разнообразны: дизайн, предпринимательство, программирование, современное искусство, художественная фотография, блогинг, сценарное мастерство, музыка, создание авторского обучающего курса. Сталкиваясь в работе с запросами взрослых клиентов на преодоление творческого кризиса, мы выделили основные задачи в зависимости от его типа: «кризис вдохновения» и «кризис воплощения» (Бабаева, Судьярова, 2016).

Поскольку эти два типа кризиса определяются разными этапами единого творческого процесса, то и задачи, стоящие перед психологом или психотерапевтом, не могут рассматриваться в отдельности друг от друга. В данной работе мы представляем результаты анализа собственной психотерапевтической работы. Кризис вдохновения, который подразумевает «снижение творческой активности и отсутствие новых идей» (Бабаева, Судьярова, 2016, 277), ставит перед помогающим специалистом следующие задачи: — выявление и коррекция убеждений, приводящих к снижению творческой активности; — ориентация клиента на использование ресурсов и функциональных стратегий преодоления стресса, связанного с творческим кризисом вдохновения; — помощь клиенту в расширении спектра используемых методов и источников поиска идей; — оказание эмоциональной поддержки и валидация эмоций клиента в моменты острых переживаний; — подкрепление стратегий поведения, которые помогают клиенту продуктивно переживать кризис вдохновения; — отслеживание психоэмоционального состояния клиента для предотвращения рецидива или усугубления психического нарушения или расстройства, коморбидного состоянию творческого кризиса.

Можно говорить о нескольких типах задач:

  1. Связанные со стабилизацией эмоционального состояния;
  2. С расширением представлений о себе и творческом процессе;
  3. Задачи, связанные с содержательным аспектом творчества («инструментальные»).

Названные задачи решались нами с помощью методов и техник когнитивноповеденческой терапии, таких как выявление мыслей, их оценка и проверка в реальности, поиск и коррекция логических ошибок и искажений в обработке информации, техники эмоциональной саморегуляции (Лихи, 2020).

Помощь клиенту в преодолении собственно кризиса вдохновения на данный момент не имеет четкого алгоритма — это связано с самой спецификой творческого процесса. Давно описаны этапы порождения творческой идеи: подготовка, инкубация, инсайт, проверка (Wallas, 1926). Но если бы этого было достаточно, мы бы уже умели преодолевать творческий кризис быстро и безболезненно. Творческая деятельность сложна и довольно плохо изучена, мы не можем дать клиенту четкую инструкцию для создания новой идеи (Аллахвердов, 2011), поэтому роль помогающего специалиста ограничивается информированием клиента об имеющихся в науке фактах и гипотезах о процессах мышления, памяти и внимания и в принципе функционирования психики, а также помощью клиенту в совладании со стрессом, сопутствующим кризису вдохновения.

Второй тип творческих кризисов — кризис воплощения — гораздо больше похож на классические психотерапевтические запросы, с которыми когнитивно-поведенческая терапия успешно работает: прокрастинация, сложности в планировании деятельности, мешающие эмоциональные состояния и т. д.

Кризис воплощения, выраженный в том, что «реализация авторской идеи невозможна или затруднена, а также результат не соответствует изначальному замыслу» (Бабаева, Судьярова, 2016, с. 277), приводит к необходимости в процессе психотерапевтической работы решать следующие задачи:

  • Выявление и коррекция убеждений, мешающих активности по достижению целей и реализации замыслов;
  • Коррекция эмоциональных состояний, порожденных кризисом вдохновения и усугубляющих кризис воплощения;
  • Помощь клиенту в переключении из режима поиска идей в режим регулярной, последовательной активности для реализации замысла;
  • Снижение влияния коморбидных психоэмоциональных проблем на процесс переживания клиентом кризиса воплощения;

К. В. Линкевич, Р. О. Котенко — направление клиента к восстановлению повседневной жизненной рутины, которая могла быть утеряна в процессе переживания кризиса вдохновения.

В данном случае мы можем выделить два типа задач:

  1. Связанные со стабилизацией эмоционального состояния;
  2. Связанные с организацией своей творческой деятельности.

Для их решения нами также применялись техники когнитивно-поведенческой терапии: выявление, оценка и проверка мыслей, оценка допущений и правил, модификация процесса принятия решений, модификация беспокойства и руминаций, выявление и модификация схем, техники эмоциональной регуляции (Лихи, 2020). Эти задачи очень похожи не те, которые стоят перед специалистом в работе с людьми с разными формами эмоциональных и поведенческих расстройств (Прашко, Можны, Шлепецки, 2015).

Только в случае работы с творческим кризисом воплощения важно учитывать, что за время поиска идей и переживания кризиса вдохновения у человека часто формируются паттерны поведения и эмоциональные привычки, которые неизбежно будут влиять на процесс реализации замысла. У каждого из двух типов творческого кризиса есть свои особенности, которым посвящены следующие два раздела данной статьи. КПТ творческого кризиса вдохновения Когда в процессе психотерапии клиент жалуется на творческий кризис вдохновения, специалист встает перед важным вопросом: чем именно можно помочь человеку, который ищет идею, решение задачи, вдохновение?

Мы полагаем, что необязательно ограничиваться лишь коррекцией психоэмоциональных состояний, которые испытывает клиент в процессе такого кризиса. Проблему поиска идей можно сделать самостоятельной темой работы с данным клиентом, при этом когнитивноповеденческая терапия отвечает тем задачам, которые стоят перед специалистом в работе с таким запросом. Если мы посмотрим на творческий кризис так же, как и на любую другую жизненную сложность (например, потерю работы), стратегия становится ясна. Специалист не будет помогать клиенту найти эту работу; вместо этого стоит исследовать затруднения («страдания»), с которыми столкнулся человек. Это прежде всего состояния, которые возникают в процессе поиска работы, те ресурсы, которыми может воспользоваться человек для более быстрого трудоустройства, те приемы, которые помогут снизить стресс. Решая конкретные жизненные задачи, мы помогаем клиенту скорректировать систему привычек и убеждений, которые приводят к дезадаптации, что и является одной из важных задач когнитивно-поведенческой терапии (Прашко, Можны, Шлепецки, 2015).

Однако мы заметили, что кризис вдохновения отличается от большинства жизненных проблем, с которыми к нам приходят клиенты, что позволяет рассматривать поиск новых идей в качестве самостоятельной темы работы с клиентом.

Кризис вдохновения обладает следующими чертами, отличающими его от множества других жизненных задач:

  1. Отсутствие ясного конечного результата процесса поиска идей. Проблема творчества в том-то и состоит, что мы точно не знаем, что ищем. Когда нам нужно найти ключи на столе, мы очень ясно видим цель и легко отметаем все, что на нее не похоже. В случае с творческим поиском мы на каждом шаге сомневаемся, то ли мы делаем и приведет ли это нас к желаемому результату, который мы пока что даже не можем ясно себе представить.
  2. Недостаточное понимание человеком законов и закономерностей творческого процесса. Для того чтобы сознательно управлять какимлибо процессом, нужно понимать, как он устроен, что может ему способствовать, а что мешать. С одной стороны, у каждого творческого человека есть свои представления о том, как он придумывает что-то новое. С другой — это знание часто является неполным или неточным. На данный момент в научной психологии существует несколько разных моделей организации творческого процесса (Растянников, Степанов, 2011), каждая из которых предлагает свой взгляд на его источники. Эти знания могут быть полезны нашим клиентам для уточнения своих представлений о творческой активности.
  3. Невозможность спланировать процесс поиска идей и отслеживать его результативность. В отличие от множества других жизненных проблем, творческий процесс невозможно спланировать. Поскольку поиск озарения, инсайта происходит по большей части бессознательно (Аллахвердов, 2011), мы можем лишь создавать для этого условия, надеясь на то, что они помогут прийти к результату. Однако придется принять тот факт, что количество потраченного на решение творческой задачи времени не будет прямо пропорционально количеству и качеству порожденных идей.
  4. Принципиальная невозможность опираться на опыт других людей. Поскольку, как было сказано выше, мы плохо понимаем и не очень эффективно регулируем активность собственной психики в процессе 132 К. В. Линкевич, Р. О. Котенко творчества, опыт других вряд ли поможет пройти кризис вдохновения быстрее и эффективнее, поэтому человек остается один на один с собой, практически лишаясь возможности получить инструкцию к действию со стороны.
  5. Наличие большого числа дисфункциональных убеждений о творчестве. В силу того, что творческие процессы чаще всего ассоциируются с созданием произведений искусства, мемуары и дневники художников, писателей, режиссеров и других деятелей искусства становятся источником представлений о том, чем является творческий процесс. Вследствие этого за творческой деятельностью закрепилась слава приносящей страдание, трудной, требующей полной самоотдачи, доступной только особенным людям и связанной с силами, более могущественными, чем человек.

Подобные убеждения плохо согласуются с реальностью и приносят эмоциональное страдание, которое и будет являться мишенью когнитивной терапии. Вероятно, мы перечислили не все особенности творческой деятельности, влияющие на переживание кризиса вдохновения, однако даже названных достаточно, чтобы заметить: процесс решения творческой задачи сильно отличается от многих других жизненных задач. В связи с этим важной задачей психолога или психотерапевта является грамотное информирование клиента о существующих фактах и гипотезах о процессе творческой активности. Это та информация, которая доступна именно специалистам. Так же как клиенту, страдающему тревожным расстройством, мы рассказываем о том, как работает в стрессе его тело и, в частности, нервная система, человеку, переживающему творческий кризис, необходимо давать информацию о том, с чем он может сталкиваться на своем пути поиска оригинальных идей. Перечисленные особенности кризиса вдохновения необходимо учитывать при работе с клиентом, чтобы лучше понимать суть его переживаний и проблем.

Диспут с мыслями и убеждениями клиента в рамках когнитивной терапии может принимать во внимание описанные особенности, что повысит эффективность работы. Задача когнитивно-поведенческого терапевта — исследование тех дисфункциональных мыслей и убеждений о творческой деятельности, которые успели сформироваться у клиента. Так, некоторые люди убеждены, что любой продукт их творчества может родиться только из одного переживания (например, злости, обиды, ревности, Когнитивно-поведенческая терапия творческого кризиса 133 влюбленности и т. д.), что заставляет их снова и снова воспроизводить этот опыт в своей жизни, даже если это не оправдано иными задачами, кроме творчества. «Я пишу музыку/сочиняю стихи/эффективно работаю, только если страдаю» — типичное высказывание человека, переживающего творческий кризис вдохновения.

Подобные убеждения не только не ускоряют процесс поиска идей, но и существенно снижают качество жизни. Кроме того, когнитивно-поведенческий терапевт обладает широким арсеналом методов и техник, которые помогут клиенту не только лучше справляться со стрессом, вызванным кризисом вдохновения, но и начать лучше понимать саму суть творческого процесса и лично его путь активации творческой деятельности. Для этих целей служит анализ мыслей и убеждений с целью концептуализации его представлений о собственном творческом процессе и его привычных дисфункциональных схем (Бек, 2018). Эта задача имеет самое принципиальное значение, поскольку творческий процесс довольно индивидуален, весьма сложен и мало изучен.

В такой ситуации сделать его эффективнее может только сам человек, все больше осознавая свои привычки, реакции, потребности и предпочтения. На наш взгляд, любой человек, занимающийся творчеством, может сделать эту деятельность эффективнее, если будет больше наблюдать за собой и рефлексировать прошлый опыт. КПТ творческого кризиса воплощения Когда появляется ясность относительно того, что именно делать, то есть появляется идея или задумка, человек оказывается перед новым вызовом — необходимостью эту идею воплощать. В данном разделе статьи мы рассмотрим причины, по которым кризис воплощения может стать самостоятельной темой в рамках когнитивно-поведенческой терапии, а также обоснуем выбор именно когнитивно-поведенческой терапии в качестве основного метода преодоления кризиса воплощения. Казалось бы, самое трудное уже сделано — найдено решение творческой задачи. Что может пойти не так? Однако, как показывает практика, трудности только начинаются. Прокрастинация, потеря смысла, чувство опустошенности — вот что может прийти на смену мучительному поиску оригинальной, перспективной идеи. Как показано в исследовании копинг-стратегий, используемых для преодоления творческих кризисов, «субъективная оценка успешности преодоления творческого кризиса воплощения у людей, профессионально занимающихся творчеством, тем выше, чем в большей степени они К. В. Линкевич, Р. О. Котенко используют активное совладание и планирование.

Наряду с этим успешному преодолению творческого кризиса вдохновения помогает использование стратегий, связанных с принятием ситуации» (Бабаева, Судьярова, 2016, с. 278). То есть это два довольно сильно различающихся по своей структуре и задачам процесса, проживание каждого из которых требует разных психологических навыков. При этом нельзя сказать, что кризис воплощения полностью тождественен проблеме прокрастинации, с которой довольно успешно работает когнитивно-поведенческая терапия (Рызова, 2019).

Отметим те отличительные черты творческого кризиса воплощения, которые необходимо учитывать при работе с клиентом:

  1. Сомнения в принятом ранее решении. Реализация собственных творческих замыслов всегда сопряжена с сомнениями в выбранной для воплощения идеи. На самом деле процесс поиска идеи не заканчивается переходом к этапу ее воплощения. Человек продолжает решать творческую задачу — сознательно или автоматически, что может тормозить процесс воплощения задумки.
  2. Ожидание быстрого результата. Этап поиска идеи бывает весьма длительным и энергозатратным. Вследствие этого к моменту перехода на стадию воплощения человек ожидает, что скоро его творческая активность принесет плоды. Однако это не так: дальше предстоит много технической работы, и конечного результата еще придется подождать. Человек может быть к этому эмоционально не готов и испытывать фрустрацию, сталкиваясь с необходимостью продолжать работу.
  3. Необходимость переключиться в другой режим функционирования. Поиск идеи и ее воплощение требуют от человека разных психоэмоциональных состояний, поведенческих паттернов, разных принципов организации жизнедеятельности. Переключение между разными режимами функционирования осложняется еще и тем, что, как было сказано ранее, процесс поиска идей не прекращается, что не позволяет поддерживать равномерную работоспособность в течение всего периода воплощения. Таким образом, сам способ организации работы по воплощению задумки требует отдельного внимания терапевта в ходе работы.
  4. Сопротивление делегированию задач. Автор идеи часто очень ревностно относится ко всему, что связано с ее воплощением. В результате этого даже простые технические задачи человек отказывается передавать другим людям, чтобы не потерять ощущение личного авторства, а также чтобы не столкнуться с недостаточно качественным их выполнением. Когнитивно-поведенческая терапия творческого кризиса 135 Разумеется, это затрудняет процесс воплощения идеи. Специалист может вместе с клиентом рассмотреть вопрос его перфекционизма по отношению к реализации идеи.
  5. Наличие большого количества страхов относительно процесса и результата творческой деятельности. Когда задача поставлена кем-то другим, часто возникает страх с ней не справиться. Когда речь идет о результате собственного творческого труда, человек может ассоциировать его с собой, а свою оценку продукта деятельности считать оценкой собственной личности.

Это порождает сильные страхи, которые могут парализовать активность человека. Работа с тревогой перед оценкой результата творческой активности является одной из задач специалиста. Очевидно, что плоды творческой деятельности субъективно имеют намного большую ценность, чем результаты пусть и интересной, но выполненной для кого-то другого работы. С одной стороны, личная значимость процесса и результата творческой деятельности мотивирует человека на активность, с другой стороны, может приводить к перфекционизму и дисфункциональному поведению, осложняя процесс реализации идеи, что и лежит в основе кризиса воплощения. Когнитивно-поведенческая терапия обладает большим набором техник, позволяющих корректировать подобные состояния и убеждения. Поскольку в основе современной когнитивно-поведенческой терапии лежит идея о том, что любое решение человек принимает в обстоятельствах дефицита информации и вынужден опираться лишь на вероятности (Лихи, 2020), такой взгляд будет созвучен переживаниям человека, находящегося в творческом кризисе воплощения.

Проверка страхов и убеждений клиента в реальности, а также помощь в принятии неопределенности мира — взаимодополняющие задачи когнитивноповеденческой терапии творческого кризиса воплощения. Следующая задача специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться из режима поиска идей в режим пошаговой реализации плана. Часто у людей, склонных к креативной деятельности, рутинные задачи вызывают страх, раздражение, даже отчаяние. Терапевт может научить клиента приемам эмоциональной саморегуляции, которые помогут не бросить начатое дело, довести его до логического финала. Это требует последовательной и регулярной работы по анализу функциональных и дисфункциональных привычек и поведенческих паттернов, а также освоения приемов эмоциональной саморегуляции. Преодоление страхов неудачи и негативной оценки — отдельная мишень терапевтической работы. В творческой деятельности высок риск принятия на свой счет любых оценок результата труда. Например, клиент может считать, что неудачный проект означает его полную профессиональную непригодность.

Также некоторые наши клиенты утверждают, что настоящие профессионалы не испытывают страхов и не ленятся. Подобные убеждения, содержащие в себе когнитивные ошибки и искажения, заставляют человека откладывать работу на потом, что только усугубляет его психоэмоциональное состояние. Когнитивноповеденческий терапевт может помочь клиенту выстроить более реалистичную и функциональную систему представлений о самом себе в контексте творческой деятельности. Когнитивно-поведенческая терапия является проблемноориентированным, высокоструктурированным методом (Бек, 2018), что в ситуации преодоления творческого кризиса воплощения является большим преимуществом. Она позволяет создать внешнюю структуру, на которую клиент сможет опираться в процессе своего творчества и которая дает возможность клиенту не только планировать конкретные действия, но и регулировать свое психоэмоциональное состояние. Заключение Творчество — процесс очень сложный и малоизученный, тем не менее это не повод игнорировать его в ходе психотерапевтической работы. Одной из перспектив развития психотерапии можно назвать необходимость «установления более тесной связи между психотерапией и базовыми психологическими дисциплинами» (Холмогорова, 2021, с. 13), и в данном случае именно теории и знания из сферы общей психологии, психологии мышления, психологии креативности могут помочь клиентам эффективнее преодолевать творческие кризисы. Поскольку творческие кризисы сопровождаются сложными эмоциональными переживаниями, они могут провоцировать или усугублять эмоциональные и поведенческие проблемы, которые невозможно было бы решить, игнорируя тему творческих кризисов наших клиентов. Вследствие этого нам кажется необходимым двигаться от интуитивного представления терапевта о проблемах творческих людей к более последовательному, обоснованному их решению.

Изучение особенностей работы с людьми в ситуации творческого кризиса может со временем привести к созданию более четких алгоритмов его преодоления и снижения дистресса клиента в процессе его переживания. В данной статье мы рассмотрели особенности двух типов творческих кризисов — кризиса вдохновения и кризиса воплощения. Каждый из них требует отдельного рассмотрения и подбора методов и техник Когнитивно-поведенческая терапия творческого кризиса 137 психотерапевтической работы, наиболее соответствующих их специфике. В этом нам видится перспектива развития терапии творческих кризисов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Wallas, G. The art of thought. J. Cape: London, 1926.
  2. Аллахвердов В. М. / Гл. 9: Неизбежный путь творчества: от инкубации к инсайту. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 175–187.
  3. Бабаева Ю. Д. Особенности совладающего поведения в ситуации творческого кризиса / Ю. Д. Бабаева, А. В. Судьярова // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах, Кострома, 22–24 сентября 2016 года / Ответственные редакторы: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома: Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2016. С. 276–278.
  4. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб.: Питер, 2018. — 416 с.
  5. Вакарина Е. А., Васильева И. В. Семантика переживания художником творческого кризиса // ОмГУ. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ semantika-perezhivaniya-hudozhnikom-tvorcheskogo-krizisa (дата обращения: 23.02.2022).
  6. Время страхов: спрос на помощь психологов в России вырос в 11 раз за 2 года // Новые известия: ежедн. Интернет-изд. 2022. 17 янв. URL: https:// newizv.ru/article/general/17-01-2022/vremya-strahov-spros-na-pomosch-psihologovv-rossii-vyros-v-11-raz-za-2-goda (дата обращения: 25.02.2022).
  7. Исурина Г. Л. Кто обращается сегодня за психологической помощью? / Г. Л. Исурина // Ананьевские чтения — 2021: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–22 октября 2021 года / Под общ. Ред. А. В. Шаболтас. Отв. Ред. В. И. Прусаков. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2021. С. 101–102.
  8. Ковпак Д. В. Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии / Д. В. Ковпак, А. Ю. Ежиков // VII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM: Сб. Науч. Статей, Санкт-Петербург, 21 мая 2021 года. СПб.: СИНЭЛ, 2021. С. 117–148.
  9. Кружкова О. В. Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека / О. В. Кружкова // Теория и практика общественного развития. Психологические науки. 2013. № 8. С. 147–151.
  10. Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. СПб.: Питер, 2020. 656 с.
  11. Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 1064 с. 138 К. В. Линкевич, Р. О. Котенко
  12. Растянников А. В., Степанов С. Ю. / Гл. 22: Методы активизации творческого потенциала. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / ред. Д. В. Ушаков. Институт психологии РАН, 2011. С. 468–499.
  13. Рызова С. В. Влияние прокрастинации на психологическую адаптацию учащейся молодежи и ее психологическая коррекция методами когнитивноповеденческой терапии: диссертация канд. Психол. Наук. М., 2019. 142 с.
  14. Феномен творческого кризиса: монография / [Т. А. Снигирева и др.]; под общ. Ред. Т. А. Снигиревой и А. В. Подчиненова. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. 398 с.
  15. Холмогорова А. Б. От главного редактора: предсказания А. Т. Бека о будущем психотерапии и опыт российских специалистов // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 3. С. 8–23.

Источник: VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM
Сборник научных статей, Санкт-Петербург. 20–22 мая 2022 года

  • Нравится 1
  • 0
  • 729

0
729
  • Нравится 1
  • Создать...