Перейти к публикации

Федеральный закон «О психологической помощи в Российской Федерации» (проект)

PsyPress
  • · 34 минуты на чтение

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

В целях обеспечения социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, создания гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной профессиональной психологической помощи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере оказания психологической помощи населению в Российской Федерации (далее - психологическая помощь), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы оказания и получения психологической помощи;

2) права и обязанности граждан (физических лиц), отдельных групп населения в сфере оказания психологической помощи;

3) основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере оказания психологической помощи гражданам;

4) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи;

5) права и обязанности лиц, правомочных оказывать психологическую помощь;

6) контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

Аттестация – оценка и подтверждение уровня квалификации и иных предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона качеств кандидата для оказания психологической помощи.

Информирование населения о психологической помощи – общественно полезная деятельность граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемая в целях предоставления и распространения информации о психологической помощи. Качество психологической помощи - совокупность характеристик, отражающих правильность выбора средств и методов ее оказания, степень достижения запланированного результата, согласованного с получателем психологической помощи.

Квалификационный аттестат – документ, выдаваемый аттестационной комиссией при условии сдачи кандидатом квалификационного экзамена, подтверждающий право данного лица на осуществление психологической помощи.

Лицо, обращающееся за психологической помощью (в дальнейшем – заказчик) - физическое или юридическое лицо, которое обратилось за оказанием профессиональной психологической помощи.

Лицо, осуществляющее психологическую помощь – физическое или юридическое лицо, допущенное в установленном в настоящим Федеральным законом порядке к профессиональной деятельности.

Лицо, получающее психологическую помощь (в дальнейшем – получатель) - физическое или юридическое лицо/группа лиц, которому оказывается профессиональная психологическая помощь.
Общероссийская профессиональная организация психологов - некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля деятельности по оказанию психологической помощи, уполномоченная в установленном порядке, на научно-методическое обеспечение и сопровождение реестра практикующих психологов РФ.

Профессиональная психологическая деятельность - это профессиональная деятельность психолога, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы по оказанию психологической помощи, проведению психологических экспертиз, психологической диагностики, психологической профилактики, психологической реабилитации, психологической коррекции, психологическому просвещению, психологическому консультированию, психотерапии.

Психолог - физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (подтвержденное дипломом не ниже уровня специалиста), успешно прошедшее профессиональную стажировку, сдавшее квалификационный экзамен, являющийся членом общероссийской профессиональной психологической организации и включенный в реестр практикующих психологов РФ в соответствии с настоящим законом, либо проходящее государственную службу в государственных органах и оказывающее психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями либо оказывающее психологическую помощь в государственном учреждении в соответствии с должностными обязанностями.

Психологическая диагностика – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на изучение и описание индивидуально-психологических, социально- психологических, возрастно-психологических характеристик, свойств, процессов, состояний лица, получающего психологическую помощь (физическое лицо, юридическое лицо, группа лиц).

Психологическая коррекция – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на объект (физическое лицо, юридическое лицо, группа лиц) по устранению (исправлению) и/или ослаблению нарушений в деятельности, поведении, отношениях.

Психологическая помощь – вид профессиональной психологической деятельности, являющейся целостной системой профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья и психологического благополучия, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.

Психологическая профилактика – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, психологического благополучия и реабилитацию.

Психологическая психотерапия - вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на изменение психического состояния объекта (физическое лицо, юридическое лицо, группа лиц) через активацию внутренних ресурсов, с целью обеспечения оптимального качества жизни (оптимизации жизнедеятельности). Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на осознание/понимание и разрешение имеющихся у объекта (физическое лицо, юридическое лицо, группа лиц) проблем и затруднений психологического характера.

Стандарт психологической помощи – документ, устанавливающий требования к виду, объему, срокам и качеству оказания психологической помощи.

2. Использование в наименовании организаций, общественных организаций (объединений), индивидуальных предпринимателей терминов «психолог», «психологическая помощь», «организация (объединение) психологов», «психологическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только лицами, созданными и осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Участниками системы психологической помощи являются:

  1. Федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией в сфере психологической помощи;
  2. Уполномоченный федеральный орган;
  3. 3органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере психологической помощи;
  4. Оказывающие психологическуюпомощь федеральные государственные учреждения и государственные учреждения субъекта Российской Федерации;
  5. Негосударственные организации, оказывающие психологическую помощь;
  6. Индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь;
  7. Уполномоченная общероссийская профессиональная психологическая организация.

Статья 3. Законодательство в сфере психологической помощи

1. Законодательство в сфере психологической помощи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. В случае противоречий между настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, применяется настоящий Федеральный закон. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, противоречит настоящему Федеральному закону, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Федеральный закон.

3. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической помощи гражданам.

Глава 2. Основы оказания психологической помощи

Статья 4. Основные принципы деятельности по оказанию психологической помощи

Психологическая помощь оказывается на основе следующих основных принципов:

1) соблюдения и защиты прав граждан при оказании психологической помощи и обеспечения получения психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) добровольности получения психологической помощи и недопустимости принудительно направления на ее получение по решению каких-либо организаций или третьих лиц;

3) своевременности, доступности и качества психологической помощи, обеспечиваемых:
А) приближенностью оказания психологической помощи к месту постоянного или временного пребывания гражданина, в том числе работы, обучения;
Б) наличием необходимого количества психологов и уровнем их квалификации;
В) возможностью выбора лиц, оказывающих психологическую помощь и/или психологов в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Г) применением стандартов психологической помощи и правил ее оказания; д) предоставлением гарантированного объема бесплатной психологической помощи в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
Е) транспортной и иной доступностью лиц, оказывающих психологическую помощь, для всех групп населения, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения;

4) адресности, обеспечиваемой оказанием получателю
Психологической помощи различных видов психологической помощи и в разнообразных формах, адекватных его проблемной ситуации, учитывающей его индивидуальные потребности, особенности и возможности;

5) комплексности, обеспечиваемой использованием различных видов, форм, средств и методов оказания психологической помощи, выбор которых обусловливается многоаспектностью психологических проблем получателя психологической помощи и имеющимися возможностями лица, оказывающего психологическую помощь;

6) системности, обеспечиваемой всесторонним использованием возможностей личностных ресурсов и внешней социальной среды получателя психологической помощи для содействия в решении им собственных актуальных психологических проблем, возникающих на различных этапах его жизнедеятельности;

7) профессионализма, обеспечиваемого соответствием квалификации психологов, установленным настоящим Федеральным законом требованиям и требованиям стандартов.

Статья 5. Оказание психологической помощи бесплатно

1. Психологическая помощь оказывается бесплатно государственными учреждениями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия и гарантии оказания бесплатной психологической помощи.

Статья 6. Психолог

Психологом является лицо, осуществляющее психологическую помощь в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Психолог может осуществлять психологическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового или гражданско-правового договора заключенных между психологом и юридическим лицом, соответствующим условиям, предусмотренным в статье 9 настоящего Федерального закона.

К лицам, осуществляющим психологическую помощь, предъявляются следующие требования:

А) наличие высшего психологического образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем аккредитацию в установленном федеральном законодательстве порядке не ниже специалитета или магистратуры в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального Закона от 29.12.2012 No 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Б) наличие квалификационного аттестата, полученного в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

В) отсутствие признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Статья 7. Юридическое лицо, осуществляющее психологическую помощь

Юридическим лицом, осуществляющим психологическую помощь, является организация, от имени которой в отношении заказчика и получателя психологической помощи действует психолог.
Юридическое лицо, принимающее на работу психолога или заключающего с ним гражданско-правовой договор, обязано соблюдать указанные в статье 6 настоящего Федерального закона квалификационные требования, предъявляемые к психологу.

Статья 8. Права и обязанности лица, получающего психологическую помощь

1. Получатель психологической помощи имеет право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, психолога, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) получение информации о своих правах, а также в доступной форме и с учетом психологического состояния информации о характере имеющихся психологических проблем и применяемых средствах и методах оказания психологической помощи;

4) отказ от получения психологической помощи на любом этапе её оказания;

5) уважительное и гуманное отношение;

6) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

2. Сбор данных, использование в качестве объекта научных психологических исследований или учебного процесса, фото-видео или киносъемка, а также присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи, или его законного представителя.

3. В связи с объективной невозможностью посещать лиц, оказывающих психологическую помощь, такая помощь может оказываться на дому. Порядок оказания психологической помощи на дому устанавливается, соответственно, уполномоченным федеральным органом в сфере психологической помощи, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи, внутренними документами уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организацией.

4. Получатель психологической помощи обязан:

1) предоставлять психологу достоверные сведения для оказания ему психологической помощи;
2) своевременно информировать психолога о возникших изменениях в жизненных и иных обстоятельствах, важных при оказании ему психологической помощи;

3) сотрудничать с психологом при оказании психологической помощи и выполнять его рекомендации;

4) сообщать о наличии заболеваний, представляющих опасность для его жизни и здоровья или жизни и здоровья иных лиц.

Статья 9. Права и обязанности заказчика

1. При обращении за психологической помощью заказчик имеет право на:
А) получение информации о характере и особенностях, формах и методах, сроках и результатах оказываемой психологической помощи в том объеме, в котором не раскрывается психологическая тайна в отношении лица, получающего психологическую помощь;
Б) в случае, если заказчик – юридическое лицо, заказчик определяет требования к методам и срокам организации мероприятий по получению психологической помощи на основании собственных ведомственных или отраслевых стандартов.

2. При обращении за психологической помощью заказчик обязан:
А) предоставлять необходимую информацию психологу для получения результатов психологической помощи,
Б) выполнять рекомендации, полученные от психолога.

Статья 10. Правовой статус психолог. Права и обязанности психолога, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом психолога понимается совокупность прав и свобод, в том числе трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Психологам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач и повышение социальной значимости.

3. Психолог имеет право на:

1) защиту своей чести, достоинства и деловой репутации;

2) выбор видов, форм, средств и методов оказания психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) отказ в предоставлении психологической помощи в случае нарушения получателем психологической помощи норм и правил, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) обеспечение работодателем повышения профессиональной квалификации психологу;

5) получение психологической реабилитации в установленном порядке;

6) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен

Вред или ущерб здоровью получателю психологической помощи, не связанный с небрежным или халатным выполнением им профессиональных обязанностей;
7) иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Психолог обязан:
1) квалифицировано осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи;

2) предоставлять получателю психологической помощи бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, формах, условиях, порядке и предполагаемых результатах ее предоставления;

З) информировать получателя психологической помощи либо его законного представителя по их просьбе о причинах отказа в ее предоставлении в устной, письменной или электронной форме;

4) оказывать психологическую помощь при условии добровольного личного обращения получателя психологической помощи;

5) оказывать неотложную психологическую помощь получателю психологической помощи в острой кризисной ситуации;

6) предъявлять по требованию получателя психологической помощи документ о членстве в уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организации при оказании психологической помощи;

7) соблюдать стандарты и правила психологической помощи;

😎соблюдать кодекс профессиональной этики психолога;

9) сохранять конфиденциальность информации о получателе психологической помощи с учетом требований настоящего Федерального закона;
10) обеспечивать, если это требуется по результатам психологической диагностики, соответствующее взаимодействие со специалистами других профессий для оказания психологической помощи.

5. Права и обязанности, указанные в частях 3-4 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других получателей психологической помощи, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики психологов.

6. Кодекс профессиональной этики психолога устанавливает обязательные для каждого психолога или организации (объединения) психологов правила поведения при оказании психологической помощи, а также основания и порядок привлечения психолога к ответственности.

7. Трудовые права и социальные гарантии психологов:
7.1. Психологи имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на повышение квалификации по профилю своей деятельности не реже чем один раз в пять лет;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной психологической работы в порядке, установленном федеральным уполномоченным органом;
5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

7.2. Режим рабочего времени и времени отдыха психологов организаций, оказывающих психологическую помощь, устанавливается Правительством Российской Федерации, а также определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, оказывающих психологическую помощь, трудовым договором, графиками работы в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным уполномоченным органом.

7. З. Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда психологам федеральных государственных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а психологам государственных учреждений субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7.4. Психологи, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки психологам федеральных государственных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а психологам организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. 7.5. Для привлечения выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования к деятельности по оказанию психологической помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

7.6. Дополнительные меры социальной поддержки психологам, работающим в негосударственных организациях, устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе не ниже установленного законодательством Российской Федерации уровня.

8. Обязательное страхование психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью:

8.1. Для психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников.

8.2. Перечень должностей и порядок обязательного страхования для психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8.3. Размеры обязательного страхования для психологов федеральных, региональных и муниципальных учреждений устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

8.4. Размер обязательного страхования для психологов, работающих в негосударственных организациях, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 11. Психологическая тайна и конфиденциальность оказания психологической помощи

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием психологической помощи и иные сведения, полученные при оказании психологической помощи, являются конфиденциальными и составляют психологическую тайну.

2. Не допускается разглашение конфиденциальных сведений лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных настоящим законом.

3. Сбор каких-либо данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи в целях оказания ему наиболее адекватной помощи, обучения специалистов, проведения аналитических и исследовательских работ. Использование полученной информации в научных исследованиях и публикациях возможно только при условии обезличивания персональных данных.

4. Предоставление (выемка) конфиденциальных сведений психологом третьим лицам без согласия получателя психологической помощи или его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

2) в ситуации угрозы жизни получателя психологической помощи и его окружения.

5. Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних лиц и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах получателей психологической помощи, при которых существует вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих. Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений.

Статья 12. Виды психологической помощи и стандарты её оказания

1. Основными видами профессиональной психологической помощи являются:

Психологическая диагностика – это вид психологической деятельности, направленный на определение актуального психического состояния получателя психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на изучение и описание индивидуально-психологических, социально-психологических, возрастно- психологических характеристик, свойств, процессов, состояний лица, получающего психологическую помощь (человек, группа людей, организация);

Психологическая профилактика – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, психологического благополучия и реабилитацию;

Психологическая реабилитация - восстановление психологического здоровья и эффективного социального поведения получателя психологической помощи;

Психологическая коррекция – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на объект (человека, группу, организацию) по устранению (исправлению) и/или ослаблению нарушений в деятельности, поведении, отношениях;

Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на осознание/понимание и разрешение имеющихся у объекта (человек, группа людей, организация) проблем и затруднений психологического характера; психологическая психотерапия – это вид профессиональной помощи психолога, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на изменение психического состояния объекта через активацию внутренних ресурсов, с целью обеспечения оптимального качества жизни. Психологическая экспертиза - исследование, проводимое психологом (или группой психологов) в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, за исключением судебно-психологической экспертизы, проводимой по требованиям органов дознания, следствия, суда, и направленное на выявление и оценку параметров актуальной психологической ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность получателя психологической помощи, его поведение и систему отношений, выяснение особенностей его взаимодействия с социальной средой, в том числе для составления заключения и разработки программы по оказанию ему психологической помощи.

2. Стандарты и правила психологической помощи:

1) Стандарты и правила психологической помощи разрабатываются уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организацией и утверждаются федеральным уполномоченным органом.
2) Стандарты психологической помощи должны обеспечивать:

А) единые требования к оказанию психологической помощи; б) полноту и качество психологической помощи;
В) равную доступность психологической помощи.

3) Стандарт психологической помощи включает:
А) категории получателей психологической помощи;
Б) требования к видам и формам оказания психологической помощи;
В) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия, в специализированные лечебно-профилактические учреждения;
Г) квалификационные и иные требования к психологам, оказывающим психологическую помощь;
Д) порядок внеочередного оказания психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью её предоставления;
Е) особенности оказания психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи;
Ж) требования к месту оказания психологической помощи;
З) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в ходе оказания психологической помощи;
И) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение стандарта психологической помощи.

4) Лица, оказывающие психологическую помощь, обязаны соблюдать стандарты психологической помощи и правила ее оказания.

Статья 13. Формы психологической помощи

1. Формы психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между получателем психологической помощи и психологом (очная, дистантная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, экстренная).

2. В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической помощи определяет и рекомендует психолог в соответствии с состоянием получателя психологической помощи и спецификой его психологической проблемы.

3. Окончательный выбор формы, вида и объема психологической помощи осуществляет получатель психологической помощи.
4. Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии психолога и получателя психологической помощи.

5. Дистантная психологическая помощь оказывается при взаимодействии психолога и получателя психологической помощи с использованием технических средств, обеспечивающих технические условия качественно оказываемой психологической помощи.

6. Индивидуальная психологическая помощь оказывается получателю психологической помощи конфиденциально (при отсутствии третьих лиц). При оказании психологической помощи несовершеннолетним лицам или лицам, признанными недееспособными, ограниченно дееспособными, допускается присутствие их законных представителей.

7. Групповая психологическая помощь оказывается группе получателей психологической помощи.
8. Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения актуальной проблемы получателя психологической помощи или проблемной ситуации.

9. Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем, причин и условий их возникновения, а также для немедицинской психотерапии в случаях, когда прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

10. Неотложная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей психологической помощи, содействует мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для себя и иных лиц.

11. Экстренная психологическая помощь, направленная на коррекцию актуального эмоционального состояния пострадавших и носящая завершенный характер, непосредственно на месте события оказывается: лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях физически, материально, психологически; членам семей, другим родственникам и иным лицам, имеющим личные отношения с пострадавшими и погибшими при чрезвычайных ситуациях; очевидцам чрезвычайных ситуаций, находящимся в непосредственной близости к зоне чрезвычайных ситуаций; специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

12. Перечни рекомендованных средств и методов психологической помощи:
А) Ведение сводного перечня рекомендованных средств и методов психологической помощи осуществляется уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организацией.

Б) Информация, содержащаяся в перечнях рекомендованных средств и методов психологической помощи и в сводном перечне рекомендованных средств и методов психологической помощи:

1) размещается в открытом доступе, в том числе, в информационно телекоммуникационных сетях;
2) должна соответствовать законодательству Российской Федерации об авторском праве.

Статья 14. Информирование населения о психологической помощи и обращение за психологической помощью

1. Информирование населения о психологической помощи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации», иными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление и распространение информации.

2. Информирование населения о психологической помощи осуществляется в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере предоставления и распространения информации, в том числе в форме публичных мероприятий.

3. Информирование населения о возможности получения профессиональной психологической помощи может осуществляться добровольцами (волонтерами) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве». В случаи необходимости для оказания психологической поддержки и оказания допрофессиональной психологической помощи возможно формирование отрядов волонтеров (добровольцев) из числа обучающихся в вузах по психологическим направлениям.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения (в устной, письменной формах, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий) получателя психологической помощи, его законного представителя.

5. Оказание психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до 14 лет производится на основании обращения их родителей, опекунов или сотрудников государственных учреждений, несущих ответственность за ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

6. Для оказания психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:
1) при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

2) в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
3) при психологической профилактике в учреждениях образования и организациях здравоохранения и органов социальной защиты;

4) если они оказались в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

5) при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно, по телефону доверия.

7. Оказание психологической помощи лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, производится на основании обращения их законных представителей.

Семьи и лица, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в пролонгированной психологической реабилитации, а также лица, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях и при пожарах, нуждающиеся в краткосрочной психологической помощи, получают ее вне очереди.

Основаниями для отказа или прекращения психологической помощи являются:

1) несоответствие запроса получателя психологической помощи видам психологической помощи, предоставляемой лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) несоблюдение получателем психологической помощи правил приема, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

3) психические расстройства и расстройства поведения, выявленные при обращении или в процессе оказания психологической помощи.

10. Граждане, нуждающиеся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия направляются лицом, оказывающим психологическую помощь, на добровольное лечение в медицинские учреждения.

Статья 15. Государственная политика и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере психологической помощи

15. Государственная политика в сфере психологической помощи:

1) Государство проводит политику обеспечения прав граждан на получение своевременной, доступной и качественной психологической помощи.
2) Государственная политика в сфере психологической помощи направлена на:

А) создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и повышение качества жизни населения в Российской Федерации;
Б) поддержание психического здоровья, оптимизацию психического развития, адаптацию, саморазвитие, самореализацию, реабилитацию населения;

В) осуществление мероприятий, способствующих предупреждению, разрешению, преодолению сложных психологических и кризисных ситуаций и их последствий лицами, испытывающими психологические проблемы (в том числе: несовершеннолетние; молодежь; инвалиды; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов; приемные семьи; неблагополучные семьи; беременные; безработные; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста и пенсионеры; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, склонные к суициду; лица, страдающие тяжелыми заболеваниями, и их родственники; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, родственники пострадавших и погибших; другие категории);

Г) координацию деятельности в сфере психологической помощи с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
Д) координацию деятельности государственных органов, государственных учреждений и негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в разработке и реализации мер в сфере психологической помощи;

Е) осуществление государственного контроля и надзора в сфере психологической помощи;
Ж) международное сотрудничество в решении проблем в сфере психологической помощи, включая вопросы, связанные с психологической помощью гражданам Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранным гражданам, лицам без гражданства на территории Российской Федерации;

З) осуществление иных функций в целях реализации настоящего Федерального закона.
15.2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере психологической помощи

К полномочиям федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в сфере психологической помощи относятся:

1) проведениеединой государственной политики в сфере психологической помощи;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере психологической помощи;

3) регулирование и защита прав человека и гражданина в сфере психологической помощи;

4) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере психологической помощи;

5) формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере психологической помощи;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

7) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

😎принятие мер по обеспечению функционирования и развития бесплатной психологической помощи;

9) координация деятельности участников системы психологической помощи и их взаимодействия;

10) организация деятельности по оказанию психологической помощи на принципах государственно-частного партнерства;
11) установление общих принципов финансового обеспечения деятельности, а также федеральных нормативов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений в сфере психологической помощи;
12) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи (в том числе, в чрезвычайных ситуациях);
13) мониторинг социальной напряженности и негативных психологических тенденций в обществе;
14) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере психологической помощи, их координация;
15) информационное и научно-методическое обеспечение системы оказания психологической помощи;
16) обеспечение профессиональной подготовки психологов, а также переподготовки и повышения квалификации психологов федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;
17) государственный контроль и надзор в сфере психологической помощи; 18) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере психологической помощи, включая заключение международных договоров Российской Федерации;
19) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере психологической помощи.

15.3. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи

1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) проведение государственной региональной политики в сфере психологической помощи;
З) обеспечение государственных гарантий и защита прав граждан в сфере психологической помощи;

4) разработка, утверждение и реализация региональных программ в сфере психологической помощи;

5) создание в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством, условий для развития психологической помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

6) обеспечение граждан психологической помощью на безвозмездной основе в установленных законодательством субъектов Российской Федерации случаях;
7) создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи;

😎координация деятельности участников системы психологической помощи и их взаимодействия на региональном уровне;

9) государственный контроль и надзор за деятельностью государственных учреждений субъекта Российской Федерации, оказывающих психологическую помощь;
10) государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организации, зарегистрированной или осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
11) обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов государственных учреждений субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи;
12) установление дополнительных социальных гарантий психологам;
13) исполнение иных полномочий в сфере оказания психологической помощи в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 6 октября 1999 года No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 15.4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере психологической помощи, используемые для реализации положений настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 16. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования психологической помощи

1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования психологической помощи:
А) обеспечение проведения государственной политики в области психологической помощи;
Б) иные, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования психологической помощи.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в области государственного регулирования психологической помощи:
А) регулирует осуществление психологической помощи в рамках основных задач по управлению в области деятельности федерального органа исполнительной власти;
Б) издает ведомственные подзаконные акты в области психологической помощи на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и настоящего Федерального закона.

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по решению задач в области государственного регулирования психологической помощи, относятся:
А) обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по разработке основных направлений государственной политики в сфере осуществления психологической помощи;

Б) создание правительственной Комиссии, являющейся координационным органом по обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в целях реализации государственной политики в сфере осуществления психологической помощи;

В) рассмотрение предложений, направленных на создание условий для эффективной реализации государственной политики в сфере осуществления психологической помощи.

Статья 17. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи (далее - уполномоченный федеральный орган) относятся:
1) разработка и реализация федеральных целевых программ в сфере психологической помощи;

2) координация деятельности в сфере психологической помощи федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
З) контроль за ведением реестра практикующих психологов Российской Федерации;

4) утверждение состава сведений, включаемых в реестр психологов и в сводный реестр психологов, а также порядка ведения указанных реестров и размещения содержащейся в них информации, в том числе, в информационно- телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц;

5) утверждение стандартов психологической помощи;

6) государственный контроль и надзор за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа;
7) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере психологической помощи.

Статья 18. Комиссия по психологической помощи

В целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в целях реализации государственной политики, обеспечения общественных интересов в сфере осуществления психологической помощи при уполномоченном федеральном органе создается Комиссия по психологической помощи (в дальнейшем - Комиссия), в том числе на уровнях территориальных органов исполнительной власти.

Комиссия по психологической помощи осуществляет следующие функции:

А) рассматривает вопросы государственной политики в сфере организации оказания психологической помощи;
Б) рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих организацию оказания психологической помощь, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
В) разрабатывает основные правила проведения аттестации лиц, осуществляющих психологическую помощь;
Г) устанавливает требования и перечень вопросов для квалификационного экзамена для претендентов на статус психолога;
Д) рассматривает обращения и ходатайства организаций, осуществляющих психологическую помощь, общественных объединений и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
Е) участвует в информировании граждан по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

Ж) утверждает положения и персональный состав Центральной аттестационной комиссии лиц, осуществляющих психологическую помощь; з) утверждает состав территориальных комиссий по психологической помощи;

И) утверждает профессиональные стандарты в сфере оказания психологической помощи;
К) утверждает предложения по ведению реестра лиц, осуществляющих психологическую помощь;

Л) осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о Комиссии по психологической помощи иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня психологической деятельности в общественных интересах.

2. Состав Комиссии по психологической помощи утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
3. В состав Комиссии по психологической помощи входят: Председатель Комиссии, заместитель Председателя Комиссии, члены комиссии, секретарь Комиссии.

А) Председатель Комиссии назначается федеральным органом исполнительной власти.
Б) Секретарем Комиссии по психологической помощи является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов Комиссии.

В) Одним из заместителей Председателя комиссии назначается руководитель уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организации.
Г) В состав комиссии по представлению уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организации включаются её представители.

4. Заседания Комиссии по психологической помощи созываются председателем Комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Комиссии по психологической помощи считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов Комиссии.

5. Решения Комиссии по психологической помощи принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в его заседании.
6. Сведения о деятельности Комиссии должны быть открытыми и общедоступными.

7. Положение о Комиссии по психологической помощи и регламент ее работы утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 19. Участие профессиональных общероссийских общественных объединений в регулировании психологической помощи в Российской Федерации

Общественные объединения имеют следующие полномочия:
А) участие в составе Комиссии по вопросам общественно-профессиональных форм регулирования психологической помощи;
Б) осуществление анализа состояния оказания психологической помощи в Российской Федерации;
В) разработка профессиональных стандартов в сфере оказания психологической помощи;
Г) разработка предложений по совершенствованию правового и общественно- профессионального регулирования психологической помощи;
Д) создание союзов и ассоциаций;
Е) участие общественных объединений, имеющих статус всероссийских, в составе Центральной аттестационной комиссии;
Ж) организация предложений по ведению реестра лиц, осуществляющих психологическую помощь;
З) выработка единых подходов, участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, а также инициатив граждан, общественных и иных организаций по вопросам, связанным с осуществлением психологической помощи;
И) разработка Кодекса профессиональной этики психологов;
К) информирование граждан об организации осуществления психологической помощи в Российской Федерации.

Глава 3. Контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи

Статья 20. Контроль и государственный надзор за оказанием психологической помощи

1. Контроль за оказанием психологической помощи психологами осуществляется уполномоченной общероссийской профессиональной психологической организацией в установленном ею порядке.

2. Государственные контроль и надзор за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, осуществляют, соответственно, уполномоченный федеральный орган и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Статья 21. Ответственность за оказание психологической помощи

Лица, оказывающие психологическую помощь, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава 4. Переходные и заключительные положения

Статья 22. Переходные положения

До января 2024 года:

1) в системе федеральных органов исполнителей власти, субъектов федерации, местного самоуправления оказание психологической помощи осуществляется на основании принятых ими нормативных актов, непротиворечащих действующему законодательству;

2) вне системы федеральных органов исполнительской власти, субъектов федерации, местного самоуправления психологическая помощь населению может оказываться психологами, имеющими необходимый уровень образования, и подавшим заявлением на включение их в общероссийский реестр практикующих психологов.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. В настоящее время это проект закона

1.jpg

  • Нравится 2
  • 0
  • 1398

0
1.4k
  • Нравится 2
  • Создать...