Перейти к публикации

Перестать идти на поводу у зависимости

Почетто
  • · 33 минуты на чтение

Зависимые люди подвержены разрушительному влиянию болезненных импульсов и внутренних позывов на свою жизнь. Также разные внешние ситуации могут вызывать сильные чувства, которые влияют на наши действия. И так получается, что мы довольно легко меняем направление, отказываемся от сделанного выбора и принятых решений. Нас очень легко сносит то в одном направлении, то в другом.

зависимость.jpg

Мы могли принять какое-то важное решение, связанное с нашей жизнью, но потом мы меняем свое решение из-за влияния болезни зависимости или из-за внешних влияний. Для нас особенно тяжело продолжать следовать сделанному выбору или принятому решению.

То, что мы легко поддаемся разным больным импульсам или идем на поводу у внешних факторов, приводит к ошибочному поведению и заводит нас в нездоровое место в нашей жизни. Наша истинная природа - это разрушать свою жизнь, будучи ведомыми какими-то внутренними или внешними силами и неспособными придерживаться принятых решений и выбранного направления.

Если мы проанализируем разные разрушительные или болезненные ситуации, то всегда так получается, что наша болезнь зависимости выбрала направление, в котором мы будем двигаться, и принимала за нас решения. Это еще одно проявление бессилия перед болезнью зависимости. Это очень хорошо видно, особенно в начале дороги, когда болезнь зависимости делает всё, чтобы вернуть человека, который начал выздоравливать, к употреблению. Но также это видно на примере людей, которые остаются чистыми определенное время, когда болезнь зависимости проявляется в их жизни и вновь приводит к разрушению.

Для зависимого человека не надо делать ничего особенного, чтобы попасть под влияние болезни зависимости. Достаточно просто поддаться больным внутренним импульсам, пойти на поводу у болезни зависимости. Но для того, чтобы начать выздоравливать и жить конструктивно, требуется ясное и четкое решение, которое мы принимаем, находясь в здравомыслии.

Нам требуется осознанно принять решение, что мы выбираем выздоровление. Если мы принимаем такое решение, то нам придется подтвердить его действиями. В первую очередь это означает, что нам требуется взять ответственность за свои действия, и в конечном счёте это формирует нашу новую жизнь. Нам придется перестать идти на поводу у своей болезни. Как это может произойти? Только если мы обращаемся за помощью теми способами, которые работают для нас. Нам придётся жить вопреки болезненным импульсам, которые происходят от болезни зависимости. В выздоровлении нам придётся жить вопреки своей естественной природе, которая в прошлом приводила к тому, что мы шли на поводу у болезни зависимости. В прошлом мы были бессильны перед импульсами болезни зависимости, в этом заключалось наше бессилие. Своими силами мы и на сегодня бессильны перед нашей болезнью, но, сделав Второй Шаг, мы уже можем обратится за помощью. Каждый раз, когда болезнь зависимости проявляется в нашей жизни, мы стараемся остановиться, обратится за помощью и вернуться на путь выздоровления. Мы это делаем для того, чтобы продолжительное выздоровление и изменения в жизни стали возможны.

Описать несколько ситуаций, в которых я принимал важные решения:

  • На поводу у своих чувств и болезненных импульсов
  • На поводу у внешних факторов
  • Чем закончились эти ситуации?
  • Насколько легко я отказывался от серьезных решений в своей жизни?
  • Как часто я принимал серьезные решения и ничего не делал, чтобы воплотить их в жизнь?

Выбор

Наше состояние, как зависимых, очень хорошо описывается аналогией тонущего в болоте человека. Можно представить человека, который наполовину увяз в болоте. В какой-то момент спасатели бросили ему канат, за который он может ухватиться. Для того чтобы держаться за этот канат, нужно прикладывать много усилий, но этот канат является единственным способом выбраться из болота. В этой ситуации у него есть выбор: он может ухватиться за канат, и этот канат вытащит его из болота. Но также он может отпустить этот канат, и болото неминуемо поглотит его.

Мы находимся в таком же состоянии. В каком-то смысле мы постоянно находимся в опасности утонуть в болоте своей болезни зависимости, но у нас есть спасательный канат, которым являются рекомендации нашей Программы.

Как у зависимых, у нас есть только две возможности: ухватиться за канат выздоровления, или утонуть в болоте. Работая по Первому и Второму Шагу, мы видим, что у нас на самом деле нет другой опции. Полумеры для нас не сработали.

Если мы выбираем ухватиться за канат выздоровления, то этот канат вытащит нас, нам достаточно просто держаться за него. Но ухватиться за этот канат, или же отпустить его, является нашим выбором. Наша ответственность - это удостовериться, что мы на самом деле прочно держимся за этот канат, остальное сделает за нас сила, более могущественная, которая тянет этот канат вверх.

Когда мы работаем по Третьему Шагу, мы видим чудесное влияние Программы на нашу жизнь: у нас появляется возможность сделать осознанный выбор и следовать ему. У нас появляется возможность остановить проявление болезни, если мы обращаемся за помощью и делаем осознанный выбор вернуться к выздоровлению. До того как мы начали работать по Шагам, мы не могли делать правильный осознанный выбор и следовать ему. У нас не было привилегии выбирать: за нас выбирала болезнь зависимости. На сегодня, будучи чистыми, когда проявляется наша болезнь зависимости, у нас есть выбор. Что мы выбираем? Идти на поводу болезни зависимости, или вернуться на путь выздоровления? Это именно наш выбор. Наш опыт показывает: для того, чтобы наше выздоровление продолжалось, мы должны продолжать делать последовательный выбор в пользу выздоровления, несмотря на болезненные чувства и импульсы.

Необходимость раз за разом выбирать выздоровление будет сопровождать зависимого человека на протяжении всей жизни. Осознанный выбор – это принятие решений и выполнение действий в соответствии с принятым решением. Осознанный выбор - это основной компонент нашего выздоровления. Работа по Программе усиливает нашу способность делать правильный выбор (выбор в пользу выздоровления). Это и есть “свобода выбора”, о которой написано в нашей литературе.

Свобода выбора - это противоположность от рабства, которое присутствует в зависимости. В жизни в зависимости выбор делает наша болезнь. В выздоровлении присутствует свобода выбора: мы выбираем то, что будет правильно для нас.

  • Понимаю ли я, что у меня на сегодня есть выбор? В чём заключается мой выбор на сегодня?
  • Описать несколько ситуаций из разных сфер, в которых я делал выбор в пользу болезни зависимости. Каковы были последствия такой жизни?
  • Описать несколько ситуаций из разных сфер, в которых я делал выбор в пользу выздоровления. Каковы были последствия такой жизни?

Желания

Ещё в Первом Шаге мы осознали, что духовный аспект болезни - это высокая концентрация на себе, на своих чувствах и желаниях. Наш опыт показывает, что наши личные желания, которые происходят от постоянного стремления находиться в эгоистичном комфорте, часто являются нездоровыми для нас самих. Личные желания зависимого человека очень эгоцентричны. Эти желания перерастают в компульсивные действия, направленные на достижение желаемого любой ценой.

В жизненной истории каждого из нас можно увидеть много примеров тому, как погоня за нашими желаниями заканчивалась плачевно для нас и для окружающих. Когда мы раз за разом разрушаем своими импульсивными и необдуманными действиями свою жизнь и жизнь окружающих, мы начинаем понимать, что для нас, как для зависимых, наши желания не могут лежать в основе нашей жизни. Сколько раз так получалось, что мы гнались за осуществлением своих эгоистичных желаний, и впоследствии наша жизнь и жизнь наших близких наполнялась страданиями?

Желания и потребности

Наш опыт показывает, что зависимые люди часто путают свои желания с потребностями. Простыми словами, нам кажется, что то, что мы хотим - это то, что нам нужно:

  • Если мы хотим иметь отношения, нам кажется, что нам нужны отношения. Хотя может быть, что нам сейчас совершенно не нужны отношения, потому как мы не готовы к отношениям.
  • Если мы хотим добиться внимания какого-то человека, то нам кажется, что нам нужно внимание этого человека. Хотя внимание второго человека нам требуется для того, чтобы подтвердить нашу значимость, и это совершенно не требуется для полноценной жизни; это просто результат привычки наполняться чем-то внешним.
  • Если мы хотим купить новую машину, нам кажется, что нам нужна новая машина. Хотя, может быть, нам сейчас совершенно не нужна новая машина, потому как для этой покупки придётся залезть в кредит.
  • Если мы хотим иметь много денег, то нам кажется, что нам нужно много денег. Хотя, вполне возможно, нам хватает зарабатываемых денег, и если мы устроимся на дополнительную работу, то это может поставить наше выздоровление под угрозу.

Наш опыт показывает, что очень часто то, что мы хотим, это вообще не то, что нам нужно на самом деле. Часто так получалось, что добившись своего желания, мы чувствовали короткое удовлетворение, а затем приходило разочарование, пустота и неудовлетворенность. Более того, после осуществления своего желания мы сталкивались с последствиями своей одержимости и не знали, что с этим делать. Например, в погоне за отношениями мы могли найти себя в больных отношениях, которые доставляют нам страдания и угрожают нашей чистоте. В одержимости чужим вниманием мы могли понять, что, добившись внимания какого-то человека, мы унижали себя и угодничали, чтобы заполучить его внимание, и это ударило по нашей самооценке. Или, например, в погоне за приобретениями мы поняли, что, сделав покупку, взяли неподъемный кредит, чтобы удовлетворить свое одержимое желание что-то купить. Или же в одержимости деньгами, устроившись на две работы в попытке заработать, мы находим себя в предсрывном состоянии из-за того, что не можем посещать достаточно групп, и наш фокус сместился с выздоровления на деньги. Именно о таких ситуациях говорит Третий Шаг, что наши желания не являются полезными для нас, несут разрушения и сеют хаос в нашу жизнь.

Начав работать по Шагам, мы понимаем, что есть огромная разница между нашими потребностями и желаниями. Желания зависимого человека - это бездонная бочка, которую невозможно наполнить. Мы будем постоянно хотеть то, чего у нас нет на сегодня. Когда мы слишком сильно начинаем концентрироваться на своих желаниях, то нас наполняет недовольство, мы теряем благодарность и перестаем видеть то, что есть у нас в жизни. Наши потребности - это то, что нам требуется для жизни без употребления и без разрушения: потребность в эмоциональной безопасности, потребность в идентификации, контакт с духовной силой, из которого мы берём силы продолжать делать свою часть в жизни.

  • Привести примеры, когда мы гнались за осуществлением своих эгоистичных желаний, а впоследствии мы принесли ущерб себе и окружающим.
  • Не путаю ли я между желаниями и потребностями? Были ли такие ситуации, что я был уверен, что мне это “нужно”, а на самом деле это оказалось моим желанием?
  • Нормальные желания и неправильный способ достижения

Почему Третий Шаг рекомендует нам препоручить наши желания заботе Бога, как мы его понимаем? Потому как если мы не препоручаем свои желания, то почти всегда способ удовлетворения наших желаний выберут наша духовная проблема и дефекты характера.

На нашем опыте можно увидеть, что даже самые нормальные и светлые желания приводили нас к плачевным последствиям именно из-за того, что наша болезнь зависимости выбирала способ осуществления нашего желания. Именно тот способ осуществления желаний, который мы выбирали, приводил к разрушениям, а не сами желания.

Когда мы говорим о том, что наши желания могут быть разрушительными для нас, можно услышать вопросы от новичков: “Так что, мне теперь нельзя хотеть зарабатывать деньги, нельзя хотеть отношений, нельзя хотеть благополучия и более хорошей жизни?” Конечно можно, Третий Шаг не об этом. Эти желания являются абсолютно нормальными, и все люди хотят этого. Но нам, как зависимым, очень важно видеть, что эти желания делают с нашей жизнью, когда мы заходим в одержимость на этих желаниях. Нашей проблемой являются не сами желания зарабатывать деньги, иметь отношения и более комфортную жизнь, а те способы, которыми мы пытаемся удовлетворить свои желания. Еще одной проблемой является проявление зависимости, одержимости и компульсивности в процессе удовлетворения желаний. Мы хотим всё здесь и сейчас. Всё, что приносит нам заполнение – превращается в зависимость, и мы становимся готовы любой ценой заполучить то, что хотим.

Все люди рождены с желанием хорошо себя чувствовать. Само по себе желание является полностью нормальным, ведь все хотят, чтоб им было легко и хорошо. Но какими способами мы старались получить хорошие чувства? К примеру, для многих из нас употребление было главным способом получить облегчение и хорошие чувства.

У нас есть желание нравиться и быть принятыми, быть уважаемыми другими людьми. Само по себе желание является полностью нормальным, ведь всем хочется, чтобы их любили. Весь вопрос заключается в том, какими способами мы старались обрести приемлемость и принадлежность. Для многих из нас употребление было одним из безумных способов обрести принадлежность к определенной группе людей. Также мы угодничали, отказывались от своего настоящего “я”, нарушали свои ценности и переступали границы своей личности, чтобы заполучить уважение и любовь других людей, в чьём поощрении нуждались.

У нас может быть много желаний, связанных с нашими амбициями. Амбиции - это наши планы о будущем достижении денег, влияния, престижа и признания. Амбициозность – это одно из важных и конструктивных качеств человеческой личности, но опять же, весь вопрос заключается в том, какими способами мы стараемся осуществить свои амбиции. Если наш способ осуществить свои амбиции приводит к тому, что мы начинаем быть нечестными, манипулятивными, начинаем “идти по головам” других людей к своим амбициям, то всё это неминуемо приводит к конфликтам с другими людьми и эмоциональной боли.

Мы можем хотеть найти отношения, чтобы получить в них эмоциональную безопасность.

Само по себе желание является полностью нормальным- большинство людей хотят иметь близкие гармоничные отношения. Это вполне нормальное желание может привести зависимого человека к сильной боли и саморазрушению, когда он необдуманно и компульсивно стремится войти в отношения. И так мы можем найти себя в неправильных для нас отношениях, в которых процветают наши дефекты характера, одержимость, контроль, угодничество и созависимость. Разбирая наши отношения со своим спонсором, можем увидеть, что на самом деле мы просто употребляли других людей в своих целях и сами пострадали при этом.

И так получается, что неосознанная жизнь по отношению к болезни зависимости, вместе со стремлением утолить свои желания, приводит нас к ошибочным действиям, одержимости и безумию. В результате этих действий мы начинаем приносить боль и страдания другим людям.

Составьте список своих желаний. С помощью группы поддержки разберитесь, как именно обычные человеческие желания приводили к разрушениям. Какой способ выбирала болезнь зависимости, чтобы осуществить эти желания, и какие были последствия?

Своеволие

Очень важно понимать, что многие наши желания, происходящие от наших инстинктов, являются дарованием Бога, являются частью любой здоровой личности. Но нам очень важно видеть, какой способ мы выбираем для того, чтобы удовлетворить наши желания. Важно видеть, что происходит вокруг, когда мы идем к удовлетворению своих желаний. Если мы не обращаем внимания на то, что происходит, и просто сконцентрированы на своих желаниях, то наши желания перерастают в своеволие.

Своеволие – это те наши личные желания, при осуществлении которых у нас начинает проявляться предвзятость, отсутствие готовности отложить удовлетворение своего желания, эгоцентризм и открытое отрицание. Предвзятость закрывает нас от объективного взгляда на ситуацию и не позволяет объективно оценить последствия наших действий. Будучи предвзятыми, мы видим только своё желание, но не видим ничего и никого вокруг, не видим других альтернатив и слишком уверены в своей правоте. Когда у нас не хватает готовности отказаться от старого способа удовлетворения желания, мы начинаем поступать по-старому, не обращая внимания на последствия своих действий. Во имя осуществления своих желаний мы готовы переступить духовные принципы, причинить ущерб себе и другим людям. Эгоцентризм приводит к тому, что мы вообще перестаем обращать внимание на других людей, на их чувства и потребности. Мы начинаем интересоваться только собой и тем, как можно осуществить своё желание. Нам начинают мешать другие люди, если они не готовы исполнить наш сценарий; мы начинаем требовать от других людей обслуживать только наши интересы. Наша сосредоточенность на себе и сопровождающее ее безумие делают нашу жизнь неуправляемой. Находясь в отрицании, мы видим реальность так, как нам хочется, и не замечаем истинное положение вещей. Отрицание приводит к тому, что мы начинаем жить в своём мире, отрицаем свое бессилие, не обращаемся за помощью и не позволяем себе помочь. Действуя своевольно, мы обрекаем себя на бесплодные попытки контролировать всех и вся. Мы просто не можем позволить, чтобы все шло само по себе. В своеволии мы всегда ищем способ действовать так, чтобы все шло по-нашему, тем самым загоняя себя в ловушку страха и боли.

Находясь в своеволии, мы нарушаем естественное течение вещей в этой жизни. Наша воля сталкивается с волей других людей, которые не готовы обслуживать наши желания. Другие люди начинают платить той же монетой и приносить боль и страдания в нашу жизнь. Жизнь, построенная на своеволии, не может быть успешной, потому как такой образ жизни приводит к столкновениям с другими людьми и обстоятельствами. Так происходит в любой сфере жизни, в которой мы пытаемся удовлетворить свои желания старыми путями. Решение, которое мы принимаем в Третьем Шаге, требует, чтобы мы отказались от своеволия.

Во Втором Шаге мы пришли к убеждению, что существует сила, более могущественная, которая может управлять нашей жизнью намного лучше нас самих, если мы позволим ей это сделать. Сила, более могущественная, сможет нам показать, какие желания являются для нас правильными на этот момент, а какие желания приведут к страданиям и разрушению.

Тот выбор, который мы делаем в Третьем Шаге, это выбор между нашим способом достижения своих личных желаний с одной стороны и между тем способом, который может предложить нам сила, более могущественная; между нашими эгоистичными желаниями с одной стороны и духовными принципами. В конце концов мы понимаем, что, когда мы живем в одержимости своими эгоистическими желаниями, мы приходим к состоянию духовной смерти. Иногда эта одержимость может закончиться непоправимыми разрушениями и физической смертью.

Воля Бога заключается в том, чтобы мы перестали разрушать себя своими желаниями, жили наполненной во всех аспектах жизнью. Такая жизнь становится возможна для нас, только если мы отказываемся от моментального удовлетворения своих личных желаний.

Какой бы выбор мы ни делали в жизни, в любой ситуации, выбирая одну альтернативу, мы отказываемся от другой. Это неизбежно. Если мы не научимся отказываться от того, что будет неправильно, мы застрянем, не сделав правильный выбор. Если мы не делаем правильный выбор, то наша болезнь зависимости несет нас к старым ошибкам из старой боли. Выбор, который мы делаем в Третьем Шаге, обязательно предполагает то, что мы отказываемся от неправильного. Для того чтобы обрести душевный покой, наполненность и свободу, зависимому человеку необходимо отказаться от своеволия, от старого пути удовлетворения своих желаний. Старый путь удовлетворения своих желаний, это путь, который нам показывает наша болезнь зависимости. Новый путь - это препоручение своих личных желаний.

Приведите по нескольку примеров своевольных действий из каждой сферы жизни. (своеволие – это те наши личные желания, при осуществлении которых начинают проявляться предвзятость, отсутствие готовности отложить удовлетворение желания, эгоцентризм и отрицание). Проследить, как мои желания переходят в одержимость и своевольные действия?

Для каждого примера своеволия:

  • Какие последствия были у этих своевольных действий?
  • Как пострадал я сам?
  • Через какие духовные принципы я перешагнул в попытке своевольно добиться желаемого?
  • Как проявлялась предвзятость?
  • Как проявлялось отсутствие готовности?
  • Как пострадали другие люди от моих эгоцентричных действий?
  • Как проявлялось отрицание?

Препоручение своих желаний

Когда мы говорим об отказе от своеволия и препоручении своих желаний, мы не имеем в виду, что мы должны дойти до состояния, в котором у нас отсутствуют желания, или что мы “перестаем хотеть что-либо”. Наши желания и амбиции являются порождением нашего эгоизма, который будет с нами всегда, и поэтому можно не переживать, что мы станем безынициативными людьми, у которых отсутствуют всяческие желания. Это не произойдёт.

Под «препоручением своих желаний» в Программе понимают отказ от попыток моментально осуществить свои желания здесь и сейчас любой ценой. Ведь именно тот способ, который мы выбираем, и те действия, которые мы совершаем, находясь в одержимости своими желаниями, представляет проблему, а не сами желания. Вместо того чтобы компульсивно добиваться исполнения своих желаний любой ценой здесь и сейчас (что приводит нас к разрушению), Программа предлагает нам препоручить свои желания.

Каждый из нас вырабатывает свой способ препоручить желания. Для кого-то это означает говорить о своих желаниях и обращаться за помощью к другим людям (спонсору и к выздоравливающим зависимым). Для кого-то “препоручение своих желаний” значит писать о своих желаниях и молиться о даровании готовности и сил отпустить желаемое, чтобы только сегодня не действовать на своих желаниях. Чаще всего препоручение своих желаний - это сочетание всех этих действий. Подходят любые действия, которые позволяют нам увидеть лучше, будет ли правильным сейчас делать какие-то попытки осуществить своё желание, или же лучше капитулировать перед фактом, что это сейчас невозможно.

Пока у нас нет обширного духовного опыта, который работает для нас, у нас может не быть четкого понимания, какие желания мы можем осуществить, а от каких лучше отказаться. Нам может быть очень тяжело понять, какие действия будут правильными. Мы не всегда понимаем, какие последствия будут у наших действий и как своевольные действия, направленные на осуществление наших желаний, могут повредить нам в жизни.

Мы можем затрудняться отличать приемлемые действия от неприемлемых в данной ситуации. Мы можем не понимать, что будет правильным для нас. И если это будет правильно, то как именно нам надлежит действовать, чтобы выполнить свою часть в ситуации и не навредить своими действиями себе и окружающим.

К примеру, если мы хотим, чтобы сейчас у нас были отношения, или же мы хотим поменять работу, или, например, хотим купить что-то значительное, будет ли это правильным для нас? Какие действия будут не правильными для нас в этой ситуации? Какие действия будут правильными для нас в этой ситуации? Какие действия будут своеволием, продиктованным болезнью и дефектами характера? Как повлияет на наше выздоровление то, что мы хотим сделать? Как наши действия повлияют на других людей? Какие духовные принципы будет правильно применить в этой ситуации и как именно? Это всё очень важные вопросы, на которые у нас может не быть ответов, и именно поэтому важно спрашивать опыт впередиидущих людей.

  • Как именно я препоручаю свои желания?
  • Какие из желаний будет правильно препоручить?
  • Чего я боюсь, когда мне предлагают препоручить свои желания?
  • Обращаюсь ли я за помощью, чтобы понять, от какого из желаний будет для меня правильным отказаться?
  • Какие вопросы я себе задаю, чтобы понять, какие из желаний правильные для меня, а от каких лучше отказаться?

Отказ от своеволия

Своеволие – это те наши личные желания, при осуществлении которых у нас начинает проявляться предвзятость, отсутствие готовности отложить удовлетворение своего желания, эгоцентризм и открытое отрицание. Отказ от своеволия предполагает отказ от того, что составляет своеволие. Нам нужно отказаться от предвзятости, взвесить альтернативы, постараться объективно увидеть ситуацию и последствия своих действий. Когда мы видим, что последствия действий, направленных на достижение желаемого, становятся неправильными, неразумными, причиняют ущерб нам самим или окружающим, то нам требуется готовность отказаться от этих действий. Для того чтобы выйти из эгоцентризма, нам требуется увидеть, как наши действия влияют на окружающих людей. Когда мы понимаем, что своими самовольными действиями причиняем ущерб другим людям, это должно нас побудить отказаться от этих действий. Отрицание спадает, когда мы стараемся честно увидеть реальность, не оправдывая своих действий и не обвиняя окружающих в том, что реальность не такая, как мы хотим. Для того чтобы отказаться от предвзятости, увидеть последствия своих действий и без отрицания увидеть реальность, чаще всего нам требуется обращаться за помощью к силе, более могущественной, к спонсору и к другим выздоравливающим зависимым.

Часто в процессе разговора с другими людьми мы понимаем, что на данный момент для нас будет ошибкой пытаться осуществить своё желание, что наши действия будут своеволием, которое приведет к разрушениям. И тогда Третий Шаг рекомендует нам отказаться от своеволия и препоручить своё желание заботе Бога. Конечно, препоручение своего желания заботе Бога предполагает, что мы должны отказаться от своевольных попыток осуществить это желание. Ведь своевольные попытки осуществить приведут к разрушению. В моменте, когда мы понимаем, что это желание лучше будет препоручить, мы будем чувствовать страх остаться неудовлетворёнными или страх остаться несчастным, если мы не получим желаемое. Это нормальный страх, который присутствует у всех. В моменте мы никогда не можем понять, как именно Бог будет заботится о наших желаниях, и из-за этой неизвестности мы чувствуем страх. Но если мы на самом деле хотим изменений, то придется отказаться от попыток осуществить это желание, несмотря на этот страх.

  • Готов ли я отказываться от своеволия на сегодня? Что меня останавливает?
  • Какие действия я делаю, чтобы отказаться от своеволия?

Препоручение своей жизни

Что формирует нашу жизнь? Мы видим, что решения, которые мы принимаем, выбор, который мы делаем, и действия, которые мы совершаем, формируют нашу жизнь. Если посмотреть на то, как складывалась наша жизнь, то мы увидим, что так или иначе наши решения, выбор и действия всегда шли следом за нашими личными желаниями. То есть до Третьего Шага наши личные желания управляли нашей жизнью, и своеволие являлось источником проблем. Мы знаем, куда это нас привело. В Четвёртом Шаге мы увидим, что очень часто своевольные попытки осуществить личные желания заканчивались конфликтами, обидами, злостью и негодованием. Чем больше мы углубляемся в работу по Шагам, тем отчетливее мы видим, что, когда нашей жизнью управляют наши желания, наша жизнь становится неуправляемой.

Мы начинаем понимать, что, если мы хотим изменений в жизни, нам необходимо “вытащить руль из рук своевольного безумца, одержимого личными желаниями”. Таким образом, отказ от своеволия и препоручение своих желаний является началом для препоручения своей жизни заботе Бога.

В Третьем Шаге Программа предлагает нам сделать в жизни что-то новое: принять осознанное решение довериться Богу, как мы его понимаем, и позволить ему управлять нашей жизнью.

Со временем каждый из нас вырабатывает свой способ препоручать свою жизнь. Для большинства из нас ”препоручение своей жизни” означает продолжать работать дальше по Шагам, ведь каждый из последующих Шагов приближает нас к духовному образу жизни в соответствии с волей Бога для нас.

Часто препоручением жизни является честная попытка впустить духовные принципы выздоровления во все сферы нашей жизни. Мы честно пробуем выполнять рекомендации Программы и руководствоваться духовными принципами в своих решениях и действиях.

Многие из нас говорят, что препоручение жизни заботе Бога заключается в убеждении, что всё, что происходит в нашей жизни, является формой проявления заботы Бога их понимания. На собраниях можно часто слышать фразу, что “Бог не даст нам ничего, что мы не смогли бы пережить чистыми”.

Любые действия, которые приближают нас к исполнению воли Бога для нас, подходят, чтобы препоручить нашу жизнь его заботе. Каким бы ни было понимание концепции препоручения своей жизни, это должно отражаться в наших действиях. Если духовные принципы не проникают в наши каждодневные действия, в наши отношения с людьми, то мало пользы от решения Третьего Шага.

Это решение нас ни к чему не принуждает, и каждый из нас может отказаться от этого решения в любой момент и вернуться к старому образу жизни, когда наши желания управляют нашей жизнью. Но чаще всего попытка самостоятельно управлять своей жизнью доставляет нам много боли из-за того, что мы начинаем контролировать свою жизнь. Попав в ловушку своего эгоизма, мы начинаем страдать. Дойдя до своего дна, мы понимаем, что наши личные желания и попытки контролировать опять привели нас к тупику. Находясь на дне, мы страдаем, и эти страдания подпитывают нашу готовность принять вновь решение Третьего Шага. Когда мы вновь принимаем решение Третьего Шага с новым уровнем готовности, мы обретаем свободу, о которой и не мечтали, начинаем видеть возможности, которых не видели раньше.

Как мои желания повлияли/влияют на мою жизнь?

  • До употребления
  • Во время употребления
  • В чистоте
  • На сегодня

Как именно я препоручаю свою жизнь?

  • Чего я боюсь, когда мне предлагают препоручить свою жизнь?
  • Как я реагирую, когда:
    • Что-то идёт не так, как я хочу?
    • Другие люди не делают то, что я хочу?
  • Что происходит со мной, когда я беру контроль над своей жизнью обратно? В каких ситуациях это происходит?

Препоручение сфер нашей жизни

Наша жизнь состоит из разных сфер: выздоровление, личный рост и реализация, карьерный рост, экономическое положение, социальное положение, интимные отношения, семейные отношения, отношения с родителями, детьми и родственниками, и так далее. Третий Шаг однозначно направляет нас препоручить все эти сферы заботе Бога. Причина этого проста: если мы продолжаем контролировать какую-то сферу, то наши попытки контролировать будут источником страдания в нашей жизни, и, в конце концов, наш контроль разрушит эту сферу. Не просто так на собраниях часто говорят: “мой контроль разрушает всё, что я оставляю себе”.

Препоручение всей жизни сводится к препоручению всех сфер своей жизни. Однако, препоручить все сферы за один раз может быть очень страшно. Отказаться от контроля во всех сферах многих из нас блокирует страх неизвестности. Путь от робких попыток препоручить какую-то сферу заботе Бога до препоручения всех сфер нашей жизни может занять много лет. Из-за страха неизвестности препоручение всех сфер нашей жизни кажется непосильной задачей. Но есть способ, который разделяет эту задачу на посильные каждодневные задачи, которые мы можем выполнить в своей жизни. Нам советуют начать препоручение своей жизни в Третьем Шаге со сферы, в которой мы четко видим своё тотальное бессилие.

Перечислить сферы своей жизни.

В каких сферах проявляется своеволие?

В каких сферах я готов отказаться от своеволия сегодня? Как именно я буду препоручать эту сферу? Обсуждал ли я это с доверенными людьми?

В каких сферах я не готов на сегодня отказаться от своеволия? Почему я боюсь препоручить эти сферы? Что должно произойти, на мой взгляд, чтобы я стал готов препоручить?

С чего начать препоручение?

Проще всего начать препоручение именно с той сферы, в которой мы страдаем больше всего и видим полную безуспешность своих попыток контролировать. Препоручив такую сферу, мы ничего не теряем, ведь наши попытки контролировать не имеют результата. Поэтому, если мы видим в своей жизни сферу, которую мы пытаемся безуспешно контролировать, и сильно страдаем от этого, и у нас больше нет никаких сил продолжать контролировать эту сферу - то препоручение именно этой сферы будет естественным действием, которое покажет нам настоящую мощь Третьего Шага.

Когда мы находимся на дне страданий от своих попыток контролировать, нам становится легко капитулировать и увидеть реальность, что наш контроль не работает. Может быть, мы болезненно и безрезультатно добиваемся, чтобы какой-то человек делал то, что мы считаем правильным, из-за нашего желания, чтобы все делали то, что мы хотим. Может быть, мы очень устали из-за того, что добиваемся внимания человека, который не заинтересован в общении, или требуем от человека принять нашу точку зрения из-за нашего желания подпитать свою значимость. Может быть, наши ожидания от себя остаются неудовлетворенными в какой-то сфере, и мы безрезультатно пытаемся осуществить свои нереалистичные амбиции. Может быть, мы пытаемся взять под контроль финансовую сферу и только изнуряем себя бесполезными попытками заработать больше и больше.

Когда мы находимся в таком состоянии, мы попали в ловушку собственных попыток контролировать., Что бы мы ни предприняли - наше желание не осуществляется, и мы страдаем от этого. Что нам причиняет боль? Очень важно увидеть, что нам причиняет боль НЕ то, что происходит в этой сфере, а именно наше несогласие и наши попытки контролировать. Если мы перестанем контролировать, то в нашей жизни наступит облегчение, и Бог позаботится об этой сфере намного лучше нас. Препоручив эту сферу, большинство из нас испытывает сильное облегчение, когда непосильная ноша контроля сваливается с наших плеч. Мы видим, насколько лишними, безрезультатными и изнурительными были попытки контролировать, и понимаем, что сами создавали свои проблемы. Препоручение этой сферы позволит открыть дверь Третьему Шагу. После того как мы почувствуем освобождение, которое сопутствует препоручению, нам легче будет впустить Третий Шаг и в другие сферы. Со временем решение Третьего Шага будет расширяться на всю нашу жизнь.

Когда мы пытаемся препоручить какую-то сферу жизни, может быть тяжело увидеть, какие действия будут являться препоручением в этой сфере. Обращение за помощью к спонсору или другим зависимым может помочь нам понять, как именно надлежит действовать, чтобы препоручить эту сферу.

Практиковать препоручение нам может помочь принцип “только сегодня”. Только сегодня мы можем попробовать сделать всё, для того чтобы отказаться от своеволия в какой-то ситуации или сфере. Принцип «только сегодня» противоречит истинной природе зависимого человека, который всегда хочет моментального удовлетворения своих желаний. Мы хотим удовлетворить свои желания здесь и сейчас. Но в жизни зависимого человека часто получается так: всё, что приносит моментальное удовлетворение, быстро перерастает в зависимость и одержимость и начинает нами овладевать. Поэтому в процессе выздоровления нам придётся отказаться от погони за моментальным удовлетворением желаний, если мы хотим изменений.

Например, если мы не способны представить себе, что сможем отказать себе в моментальном удовлетворении какого-то желания на целый день, то можем обратиться за помощью и не идти на поводу у своих желаний на этот час. Принцип «только сегодня» позволяет полностью сосредоточиться на небольшой задаче, которую мы можем успешно выполнить.

Когда мы препоручаем эту сферу «только сегодня» вопреки нашим болезненным чувствам и желаниям, мы учимся жить, руководствуясь волей Бога для нас. Размеренность, регулярность и постепенность, которые мы учим в принципе «только сегодня», приносят здравомыслие и равновесие в нашу жизнь и помогают нам жить в капитуляции и препоручении. Мы вырабатываем привычку регулярно делать необходимые правильные действия, несмотря на свои желания, и со временем это меняет нашу жизнь во всех сферах.

  • В какой сфере я страдаю больше всего?
  • Готов ли я препоручить эту сферу только сегодня?
  • Какой может стать моя жизнь, если я препоручу эту сферу заботе Бога?
  • Есть ли у меня примеры того, как я уже препоручил сферу жизни заботе Бога? Какой был результат этого препоручения? Почувствовал ли я облегчение?
  • В чём заключается наша ответственность?

В нашей литературе написано: “Мы верим, что чем быстрее обратимся к нашим насущным проблемам, тем скорее станем желанными, ответственными и деятельными членами общества”. “Обратиться к нашим насущным проблемам” - это руководство к действию в том смысле, что Третий Шаг не освобождает нас от каждодневных действий, делать которые требует от нас жизнь. В Третьем Шаге многие из нас спрашивают себя: а в чём заключается наша ответственность в нашей жизни? Ведь Бог не будет покупать вместо нас продукты, не будет искать вместо нас работу, не будет работать за нас, не сможет освободить нас от заботы о близких и не сделает дома уборку. Бог не сможет позаботиться о нашем здоровье, если мы сами будем игнорировать проблемы со здоровьем. Бог не сможет позаботиться о нашем финансовом положении, если мы будем сидеть на диване. Бог не сможет даровать нам отношения, если мы будем избегать контакта с людьми. Если кто-то, возможно, рассчитывает на подобное перекладывание ответственности - тот не сможет получить такого удовольствия. Богу будет очень тяжело позаботиться о нашей жизни, если мы сами будем к ней безответственно относиться.

Препоручение заботе Бога, о котором говорит Третий Шаг, не имеет ничего общего с перекладыванием ответственности на Бога. Очень важно не питать иллюзий о том, что мы можем переложить ответственность на Бога за наши действия. Наш опыт показывает, что пока мы перекладываем ответственность на кого или на что-либо, либо избегаем участия в своей жизни, это приводит нас к состоянию жертвы. Упущенные возможности и разрушение вновь присутствуют в нашей жизни.

Работая по Третьему Шагу, очень важно понимать, в чём заключается наша ответственность в нашей жизни. Тяжело сказать лучше, чем в ежедневнике за 18 февраля:

“До тех пор, пока мы принимаем все, как есть, и принимаем обязательство перед Высшей Силой делать все, что от нас зависит, мы знаем, Высшая Сила позаботится о нас. Понимая, что своими силами мы не можем оставаться чистыми, выздоравливать и жить жизнью, свободной от своего разрушительного эгоцентризма, мы вступаем в сотрудничество с Силой, более могущественной, чем наша собственная.

Наша роль в этом сотрудничестве состоит в том, чтобы стараться изо всех сил каждый день принимать участие в окружающей жизни и выполнять насущные задачи, принимать от нас зависящие решения и брать за них ответственность, отказываясь от своеволия и применяя принципы выздоровления как можно лучше. Результат своих действий мы препоручаем заботе Высшей Силы. Мы даем обещание делать лучшее, что можем, — не имитировать это, не притворяться суперменами, а просто делать то, что необходимо делать в своей жизни. Выполняя свою роль в сотрудничестве по выздоровлению, мы ощущаем на себе заботу Высшей Силы.”

Этот ежедневник направляет нас жить как можно более ответственно, выполняя свою часть настолько хорошо, насколько мы способны, а вот результат наших действий - препоручить заботе Бога. Результат наших действий мы не контролируем, но вот за свои действия несем полную ответственность. Наша ответственность заключается в том, чтобы стараться изо всех сил каждый день принимать участие в жизни и выполнять насущные задачи, принимать от нас зависящие решения и брать за них ответственность, отказываясь от своеволия и применяя принципы выздоровления как можно лучше. Результат своих действий мы препоручаем заботе Высшей Силы.

Очень важно понять, что мы не контролируем результат наших действий. Жизненный опыт показывает, что результат даже самых правильных действий, совершённых во имя благой цели, может не оказаться таким, как мы ожидали. Мы могли сделать всё правильно, но в силу не зависящих от нас обстоятельств результат всё равно не такой, как бы хотелось. В такой ситуации мы можем попробовать разобраться, можем ли мы еще предпринять какие-то конструктивные действия? Если да, то мы можем попробовать еще раз. Если нет, то нам придется капитулировать и смириться с реальностью. Мы несем ответственность за свои действия, но не за то, каким будет результат.

  • Что такое для меня безответственность?
  • Что такое для меня препоручение?
  • В чём разница между безответственностью и препоручением?
  • За что я несу ответственность в своей жизни? В разных сферах какие действия являются моей прямой ответственностью?
  • За что я НЕ несу ответственность в своей жизни?
  • Как я понимаю фразу: “я должен позаботиться о выполнении действий, а Бог позаботится о надлежащем результате”?

Разница между ответственностью и контролем

Работая по Третьему Шагу, мы можем задаваться вопросом, в чём заключается разница между ответственностью и контролем? Когда мы пытаемся контролировать, наше внимание сфокусировано на получении результата любой ценой, и чаще всего мы переходим черту, за которой наши действия становятся безумными и выходят за грани разумного. Мы попадаем в своеволие. Мы не замечаем, как начинаем переходить духовные принципы, отрицать реальность, не оцениваем реально свои возможности и начинаем причинять ущерб себе и окружающим. Когда в нашей жизни появляется большое количество боли в какой-то сфере, чаще всего это сигнализирует нам о том, что мы пытаемся контролировать эту сферу, и наши желания вновь начинают управлять нашей жизнью.

Ответственность отличается от контроля тем, что, находясь в контроле, мы сфокусированы на получении желаемого результата любой ценой. Когда мы являемся ответственными, мы фокусируемся на своих действиях и стараемся выполнять только свою часть настолько хорошо, насколько можем. После того как в откровенности с самим собой мы понимаем, что мы сделали всё, что могли, Третий Шаг рекомендует нам оставить результат заботе Бога. Ведь мы сделали всё, что могли. Мы принимаем простое решение: прекратить бунтовать против естественного и логичного хода событий в нашей жизни, прекратить мучить себя попытками заставить весь мир вертеться вокруг нас. После того, как мы сделали свою часть, наши последующие действия будут попыткой контролировать результат, чтобы любой ценой получить желаемое. И чаще всего такое своеволие не приносит ничего, кроме разрушения.

В Третьем Шаге мы учимся ловить баланс между ответственной жизнью, выполнением всех требуемых действий и отказом от своевольных попыток контролировать результат наших действий.

  • Что такое для меня контроль?
  • Что такое для меня ответственность?
  • В чём разница между контролем и ответственностью?
  • Понимаю ли я, что я не контролирую результат своих действий?
  • Что со мной происходит, когда результат моих действий не является таким, как я хочу? Могу ли я капитулировать перед таким фактом?

Забота о наших желаниях и жизни

Мы часто слышим на собраниях, что “Бог позаботится о моей жизни и моих желаниях намного лучше, чем я”. Заботу Бога о наших желаниях мы видим чаще всего, когда нас вдруг пронзает понимание, какая катастрофа могла бы произойти, если бы мы продолжили болезненно добиваться исполнения своего желания.

Заботу Бога хорошо видно в процессе жизни, когда, оглядываясь назад, мы понимаем, что естественное развитие событий оказалось наилучшим из того, что могло быть. Мы вдруг видим, что после того, как мы сдвинулись в сторону, ситуация сложилась наилучшим образом. Результат естественного течения событий оказался намного лучше, чем последствия своевольных действий, которые мы хотели сделать во имя осуществления своего желания. Мы часто ловим себя на мысли, что если бы мы не посоветовались и “кинулись в бой” осуществлять свое желание способами, которые мы знаем, то это закончилось бы очень плохо. И в такие моменты мы испытываем благодарность силе, более могущественной, за то, что в процессе обращения за помощью мы вернулись к здравомыслию.

Что приходит на смену своеволию и разрушительным желаниям? Духовные принципы и воля любящего, заботливого Бога, как мы его понимаем. Воля Бога - это образ жизни, построенный на благодарности, любви и служении, честности и прямоте, терпении и внимании к окружающим. Мы можем полагаться на волю Бога намного больше, чем на свои личные желания и своевольные действия. Если мы затрудняемся с пониманием, что такое воля Бога для нас, мы можем начать с предположения, что воля Бога заключается в том, чтобы мы жили духовными принципами. Когда мы живем, руководствуясь духовными принципами, мы живем как можно более созидательно для себя и для окружающих.

  • Что такое воля Бога для меня?
  • Что такое моя воля?
  • В чём разница между волей Бога и моей волей?
  • Как я понимаю выражение “забота Бога о моих желаниях”?
  • Как я понимаю выражение “забота Бога о моей жизни”?
  • Что мне надлежит сделать, чтобы позволить Богу позаботиться о своей жизни?

Молитва Третьего Шага

Третий шаг рекомендует нам начать делать первое духовное действие, которое поможет нам препоручить свою жизнь заботе Бога. Это духовное действие есть молитва, которая подчеркивает наше решение о препоручении.

Многие из нас начинают с того, что они молятся несколько раз в день, выражая свое решение препоручить свою жизнь заботе Бога. Также рекомендуется молиться, когда перед нами стоит выбор в какой-то конкретной ситуации: вернемся ли мы к старым привычкам, или же мы выберем поступить по-новому. Зачастую можно использовать такую молитву: “Боже, я препоручаю твоей заботе мою волю и мою жизнь. Веди меня по пути выздоровления. Покажи мне, как жить”.

Перевод руководства Бени Якова к работе по Шагам Анонимных наркоманов

  • Нравится 2
  • Супер 2
  • 0
  • 2378

0
2.4k
  • Нравится 2
  • Супер 2
  • Создать...