Джереми Харрис – известный американский фотограф, который уже более 10 лет снимает заброшенные здания. На этот раз под прицел его камеры попали забытые и полуразрушенные психиатрические клинки, расположенные преимущественно на восточном побережье США и Новой Англии.
Харрис сумел побывать в 30 подобных лечебных учреждений и его фотографии стали настоящим арт - проектом. Но почему же такие масштабные и роскошные здания оказались в забвении?
До начала XIX века с душевнобольными людьми в Америке особо не церемонились. Проблема решалась просто: их помещали в тюрьмы или монастыри и соответственно с ними обращались. Лечения как такового не было, пациенты, если их можно было так назвать, находились в ужасных условиях.
Длилось это до тех пор, пока на арене психиатрии не появился американский врач Томас Стори Киркбрайд, который ратовал за гуманное отношение к психически больным людям и настаивал на их лечении, а не только изоляции от общества. Киркбрайд разработал целую теорию, по которой пациентов необходимо разделять в зависимости от их пола, заболевания, а также степени тяжести и протекания болезни.
«План Киркбрайда» заключался в том, чтобы максимально отдалить от городской суеты и проблем психически больных людей, приблизить их к природе и приобщить к физическому труду. Нахождение пациентов в естественной среде, на свежем воздухе, должно сказываться самым благоприятным образом на течение болезни. Начали возводиться новые клиники, при которых были целые фермерские хозяйства с полным производственным циклом. Фактически такие клиники могли сами себя содержать, не требуя никаких дотаций со стороны государства.
Помимо вышеперечисленного, больные обязательно должны были содержаться в хороших палатах – чистых, светлых, с хорошим видом из окна. Но под такие условия, естественно, необходима большая территория. Стали возводиться огромные особняки, и порой врачу, чтобы дойти до палаты пациента, приходилось тратить по 20-30 минут, переходя по саду из одного крыла здания в другое. Терялось самое ценное – время и пациенты не получали должной терапии. Хотя и терапия в те времена была условной. Психически больных людей обливали холодной водой, били, связывали, был весьма популярен метод лоботомии, после которого люди становились «овощами». Но все равно желающих душевно поболеть становилось все больше. Условия жизни в клиниках были таковы, что новые здания, изначально рассчитанные на 150-200 человек, перестали вмещать в себя всех желающих. Но выводов из ситуации никто не сделал и новые лечебницы, все больше и масштабнее предыдущих, росли как грибы после дождя.
Так продолжалось до XX века, пока не появилось новое течение – антипсихиатрия. Последователи этого направления настаивали на том, что психиатрия – это особая форма насилия. На весь мир прогремел эксперимент Дэвида Розенхана, который заключался в том, чтобы поместить совершенно здоровых людей в 12 разных психиатрических клиник под видом психически больных.
Розенхан провел колоссальную работу. Он проконсультировал всех участников эксперимента перед направлением их в больницы, дав им такое описание болезни, которое не подходят ни под одну клиническую картину в психиатрии. И, тем не менее, все участники, без исключения, были госпитализированы с диагнозом «шизофрения». Им пришлось принимать препараты, проходить терапию и в результате они были выписаны с диагнозом «болезнь в ремиссии».
Все участники эксперимента отмечали, что нахождение в клинике оказало на них крайне негативное действие, а сотрудники больницы плохо выполняли свои обязанности и с пренебрежением относились к пациентам. Второй этап заключался в том, чтобы персонал лечебного учреждения выявил симулянтов. Но на этот раз эксперимент проводился в знаменитой клинике, с собственной лабораторией и солидным послужным списком. Работники с результатами первого этапа были ознакомлены и утверждали, что у них такого быть не может. В результате проверки, персонал выявил из 193 пациентов 41 случай симуляции и такое же количество симулянтов было на подозрении.
Когда Розенхану были предъявлены «подставные» участники, он заявил что и вовсе не направлял в клинику псевдопациентов. Своим экспериментом он поставил под сомнение надежность психиатрической диагностики и выявил все несовершенства лечения пациентов. После такого громкого скандала многие клиники были расформированы, а часть ввиду их громоздкости и удаленности от городов, заброшены. Сейчас эти здания выглядят как немой укор своим прежним владельцам, постепенно разрушаясь и уходя в прошлое.
- 1
- 5
- 4843
5 комментариев