Евгений Майоров 20 ноября 2016 Крылья, ноги и хвосты! С одной стороны, название, заимствованное из известного мультика, может показаться не относящемся к тому, о чем пойдет речь в данной публикации. И все же, относится! Такую игру слов я выбрал неслучайно. Если назвать тему сухими терминами, о которых, буду говорить, она может остаться незамеченной. Нужен «маячок», по которому в памяти отложится путь, ассоциация. И, если обратиться к указанному мультику, то в нем можно проследить примерно такая мысль: «каждому свое» - у каждого из нас есть сила, но ее выражение разнится. Хвост у ящерицы отрастает сам; страус силен в ногах, пуглив, не летает; а гриф просто хитер. Каждый пользуется своей силой, которой его одарила природа, если … Знает о ее существовании! Завершая вступление, замечу, что тема содержит очень много информации, поэтому, как в теме с тараканами, публикации разделю на несколько частей, предположительно 4, а там видно будет )) Следуя совету Ирина Корнилова, полученному на Встрече ПсиСовета, публикую свое видение способов восприятия и обработки информации внешнего мира. Соционика называет это коротко ТИМ (Тип Информационного Метаболизма), в котором рассматриваются 4 основные, наиболее известные и используемые дихотомии: сенсорика - интуиция; логика - этика; рациональность - иррациональность; экстраверсия - интроверсия. Существуют, правда, и другие дихотомии, но о них позже будет отдельный пост. Как видно из примеров дихотомий, например сенсорика - интуиция, это разделение, метод классификации определенного объема на два соподчиненных вида. Проще говоря, деление на половину двух разных по содержанию аспектов, которые не могут исключать друг друга, но вместе никак несовместимы – т. е. Либо так, либо так. Первичность пары сенсорика - интуиция основана на том, что прежде чем что - то интерпретировать, сначала надо это воспринять. Соответственно, сенсорика/интуиция – способы восприятия информации, а логика/этика – способы интерпретации. Логика и этика — более поздние функции, они в большей мере требуют развития соответствующих навыков (либо учиться определять факты и систематизировать их; либо вырабатывать собственное отношение к различным аспектам реальности), а для этого нужно время. Кроме того, Логика/Этика – понятия рациональные, а Сенсорика/Интуиция – иррациональные. Интуиция - это идея, философствования, размышления, а сенсорика – это практика, действия, опыт. Первая имеет отношение ко времени, а вторая - к пространству. Интуиция оперирует идеями, представлениями, состояниями, которые даны нам отдельно от сенсорной реальности: у нас возникают какие - либо образы, в голову приходят разные идеи, – и все это не связано непосредственно с ощущениями, данными в органах чувств. Например, когда мы готовим еду, нам в голову могут приходить разные идеи, которые непосредственно с текущими ощущениями никак не связаны. Это и есть область интуиции. Интуитам гораздо сложнее ориентироваться в сенсорном мире, они могут не замечать, что происходит вокруг, когда «уходят в себя», в мир своих идей и представлений. Сенсорика оперирует ощущениями, которые даны нам в пяти органах чувств: зрении, слухе, осязании, обонянии, вкусе. Та информация, которая дана не в ощущениях, сенсориками воспринимается гораздо хуже и в гораздо более ограниченных объемах. Особенно, когда какая - либо идея или образ совсем не имеет опоры в практике ощущений и, в более широком ключе, — в практике жизни. У сенсорика более реалистичное мироощущение. Он живет по принципу "здесь и сейчас". Он практичен, хорошо ориентируется в материальном мире. Он склонен выбирать "синицу в руках". А вот интуит лучше разбирается в потенциальных возможностях человека. Его жизнь подчинена размышлениям о прошлом и будущем. Он отслеживает сделанные ранее ошибки, наблюдает ход истории. В целом его привлекает "журавль в небе". Сенсорики живут в мире конкретных объектов, непосредственно воспринимаемых с помощью органов чувств. Они не могут долго рассуждать, размышлять о чем - то, находиться в неопределенности. Если сенсорик не видит конкретного практического выхода своей деятельности, он быстро теряет к ней интерес. Сенсорики хорошо ориентируются в пространстве, редко теряют направление. Сенсорики имеют более плотное телосложение, у них лучше развит мышечный корсет, они более склонны к полноте. Интуиты, напротив, более тонкокостные, худенькие, с тоненькой шеей. Яркий пример вы можете видеть на картинке: Винни - Пух – типичный сенсорик, гурман, думает только о том, где бы поесть меду. Пятачок, напротив, – интуит, его мысли витают в облаках. Для сенсорика важнее физическая оболочка, то есть форма, для него неприемлема любовь без телесного обладания объектом его чувств. В свою очередь, для интуита гораздо более значимо содержание, потенциал развития человека или процесса, чем форма. Для интуита немыслимы телесные отношения без любви. Сенсорик мыслит конкретно, он исходит из фактов, идет от конкретного к общему. У интуита - абстрактное мышление, он выдвигает гипотезу, а затем подтверждает или опровергает ее, он наделен большей фантазией. У него в голове прогнозы и ситуации, развитие событий, далеко идущие планы. Он вообще немного не отсюда, информацию воспринимает из времени. Интуиты живут во времени, и основное что там происходит - это течение времени и развитие событий. Сенсорики живут в пространстве, в окружающей конкретике, в цветах и оттенках, в формах и нюансах. Разговор иногда вообще не складывается, один про Фому, другой про Ерему, хотя говорят вроде на одном языке. У сенсорика хорошо развита способность к ручному труду. Он может длительное время заниматься рутинной работой и при этом получать удовольствие, особенно если это поощряется материально. У интуита руки не такие умелые. Ему в тягость «нетворческая» работа. Он может с удовольствием создавать те предметы, которые будут неповторимы и являются плодом его фантазии. Простой пример из бытовой жизни – предложено некое блюдо. Сенсорик это блюдо чувствует на расстоянии, улавливает запах и даже может сказать, из чего оно приготовлено. Интуиту надо на это блюдо посмотреть, если внешний вид понравиться, то можно кушать, желательно бы чтобы вид этого блюда был знаком. Другой пример: интуит (я) пришел в гости к сенсорику, когда он обустраивал новый аквариум. Наблюдая за этим процессом, я развлекал его шутками и анекдотами, а он методично и аккуратно раскладывал аксессуары. Про себя думаю: какая разница, кинул это, положил это – готово. Но нет: сенсорику важно соблюсти Процедуру. А в результате – выглядит одинаково! Увидев, как он разложил эти штуковины, я про себя сделал вывод, что сделал бы также. Таким образом: интуит видит сразу форму, образ того, как эти аксессуары могли бы там расположиться (как готовый ответ на калькуляторе), а сенсорику важны детали этого процесса, вплоть до милиметров, милилитров.
Евгений Майоров 30 ноября 2016 Логика и этика Логика и этика – это два принципиально разных способа интерпретации (обработки) информации, получаемой через интуицию или сенсорику. Если для логики важны факты и связи между этими фактами, информация как таковая, то для этики — отношение к этим фактам и к этой информации: свое собственное отношение или отношение, принятое в этом обществе. Для логики важны сами события и происшествия, они являются самоценными («Факты — вещь упрямая», «Факт есть факт»), а для этики факты сами по себе вторичны. Для этиков гораздо важнее то, как к этим фактам относиться, и то, как к этим фактам отнесутся люди (например, «ложь во спасение/во благо» — это скорее этическое явление, нежели логическое). Логик смотрит на мир с точки зрения того, какое знание ему несет то или иное событие, встреча, идея, ощущение. Логики собирают информацию о мире и беспристрастно систематизируют ее. Логику не столь важно, какие эмоции у него вызывает тот или иной факт; гораздо важнее, каково его значение и место в системе других фактов. Логик поступает так или иначе в зависимости от того, насколько логичным ему кажется свое действие или поведение, при этом руководствуется исключительно здравым смыслом, без учета эмоций. Его не волнует мнение окружающих в этот момент, так как он уверен в том, что делает все правильно. На работе логик предпочитает деловые отношения, чем приятельским, тем более, что последние ему непонятны, ему трудно найти аргумент для их необходимости. Логик стремится все делать сам, свою полезность доказывает делами, самостоятелен в принятии решений и своих решений не меняет, идет до конца через все мыслимые и немыслимые преграды. Для того, чтобы убедить собеседника в своей правоте, логик применяет факты. Свои обещания выполняет независимо от обстоятельств. Поступки, как свои, так и чужие, логик оценивает с точки зрения разумности и логичности. Яркий пример логика: фильм «Инспектор ГАИ», в главной роли инспектора ГАИ Петра Зыкина - Сергей Никоненко. Зыкин знает только то, что все без исключения обязаны соблюдать ПДД. За малейшую провинность карает «дыркой» в правах. Его понижают в должности, отправляют в поле будку охранять, но он упорно отстаивает свою убежденность беспрекословного соблюдения ПДД. Логик плохо понимает этичность и неэтичность своего поведения, поэтому к принятым в социуме нормам относится серьезно, следует им педантично, не проявляя в этом личного творчества. Логик много читает, особенно художественную литературу - это дает ему возможность лучше понять чувства и эмоции людей. Чувства логика продолжительны и стабильны. Природу своих эмоций логик осознает плохо, выход эмоциям дает редко, но если дает, то четко и конкретно, и крайне трудно остановиться, так как долго сдерживаемый поток (энергия) начиная прорываться наружу, просто срывают эту «дверь». Мужчине-логику проще спросить женщину о том, выйдет ли она за него замуж, чем сказать, что он ее любит. Для того, чтобы чувства логика развивались, его партнер должен сильно и ярко выражать свои эмоции и чувства. Просить прощение для логика сравнимо признанию самому себе в несостоятельности, поэтому он сделает все, чтобы этого не произошло, и как обратная сторона медали – с удовольствием заставит оппонента это сделать по отношению к себе, факты и аргументы будут приведены логиком неопровержимые. Таким образом, самооценка логика повышается, но может пострадать этика как его самого, так и оппонента. На должности руководителя логик чувствует себя великолепно. Чем больше информации и фактов - тем он более объективен. Логик ориентирован строго на поставленные цели и не склонен к выяснению отношений. Он сразу и четко «достает» нужный пункт Правил, но периодически забывает, что и в Правилах бывают и исключения. Логик имеет особенность «клеить ярлыки» на окружающих, согласно увиденному, услышанному. Приклеенный логиком однажды ярлык, скорее всего так и останется на этом человеке. Менять мнение логик будет только тогда, когда увидит соответствующее событие (факт), в котором это человек покажет себя с другой стороны. Этик также может клеить ярлыки, но не так железобетонно, как это делает логик. Этик в данном контексте более эластичен и готов пойти на компромисс, таким образом, дает партнеру шанс на ошибку. Логик исключает такое развитие событий. Логик легко распознаваем как в речи устной, так и письменной. Речь логика построена логично, строго структирировано, никаких лишних движений в сторону. В речи логика всегда присутствует элемент твердости суждений, неотступности. Одна мысль переходит в другую через «бетонные» мосты, пошатнуть невозможно, да и нет необходимости. Этик также легко распознаваем в речи, как и письменной, та ки устной – по реверансам, красивым отступлениям и вступлениям. Речь этика – как музыка, плавно текущая по нотам, в которых всегда есть гармония. Даже если этик (будучи на пике полета воображения) решил отступить от основной темы, он сделает это изящно, со вкусом и также красиво вернется назад. Полет воображения у этика быстрее, чем речь, поэтому отступления для него вполне нормальное явление; ему хочется донести миру все, о чем «душа поет», но формат времени не всегда позволяет это сделать. Этика – это мир отношений. Поэтому, в противовес логике, этика в первую очередь вырабатывает отношение к той или иной частички информации, полученной через интуицию или сенсорику. А так как отношения имеют свойство изменяться (они более подвижны, чем значения фактов), иметь множество оттенков, этик смотрит на мир с точки зрения того, нравится или не нравится ему то, что он видит или интуитивно чувствует. Этик легко испортить свои отношения с тем или иным человеком, обещая то, чего не может выполнить. Но он при этом считает себя хорошим человеком и талантливым дипломатом. Он любит уговоры, просьбы, «уламывания», «выбивания» - для него Процесс с большой буквы «П». Этик получает удовольствие, когда для достижения цели можно применить свое умение лавировать по этическим аспектам, как катер, идущий по волнам. Этик в своем поведении ориентирован, прежде всего, на отношения с людьми. Этик хорошо разбирается в том, как нужно поступать в разных ситуациях с разными людьми, быстро устанавливает контакты с новыми людьми, если надо - манипулирует ими. Этик стремится всем понравиться и часто ему удается быть в центре коллектива. Он легко «считывает» эмоции и чувства окружающих. Случайные оговорки, слова, мимика и жесты – все это поле для понимания мира чувств человека. Он первый проявляет инициативу в отношениях. Доверяет только своим симпатиям и антипатиям. Этик, в отличие от логика, не уверен в логичности своего поведения, поэтому стремится строго следовать «логическим нормам». Он любит рассказывать о разных научных системах, хотя сам не в состоянии выстраивать новые логические системы. В повседневной жизни каждому человеку необходимо дополнение, поэтому каждому этику нужен логик: в этом случае его поведение будет под контролем разумности, а мысли будут приведены в порядок. Логику наоборот, нужен этик для разнообразия его эмоций, для снятия напряжения.
Евгений Майоров 8 декабря 2016 Рациональность - Иррациональность В математике есть понятия рациональные числа и иррациональные числа. Рациональное число — это дробь, представленная в виде целых натуральных чисел, например 3/8. Иррациональное число – это бесконечная десятичная дробь, в которой нет периода, а каждая следующая цифра вычисляется отдельно, например число π или √2. Так и в социуме, есть еще одна пара взаимоисключающих признаков, чаще внешне более заметных, это - рациональность-иррациональность. Выражаясь языком программирования, это как заложенная в процессор программа, действующая «по умолчанию». Как на Форуме, так и быту, эти черты проявляются ярко, бывает даже ярче, чем другие. Правда, стоит отметить, что ввиду индивидуальных социальных условий, может возникнуть ступор в понимании того, что «вижу» и того, что же «это»? Например, человек иррационал, а многие поведенческие элементы как будто говорят о рациональности. Такое может произойти по следующей причине: по природе он и в самом деле иррационал, но в ходе жизни приобрел поведенческие элементы родителей, что и вызывает некоторую негармоничность. Это явление достаточно распространено, особенно в случаях, когда кто-то из родителей сам нереализован в жизни и под предлогом дать ребенку лучшее, буквально «навязывает», например, перфекционизм. В результате, этот иррационал потом не в состоянии понять самого себя «кто я? ». В свою очередь, рационал – видя, что результативность недостаточна – удваивает, а-то и утраивает усилия. Таким образом, сам того не понимая, родитель наносит травму свою ребенку, который повзрослев, так и останется ребенком с низкой самооценкой, неуверенностью в собственных силах, безынициативностью, окруженный различными страхами и т. д. В чем же причина? В разности подходов и понимания вещей мира. Так, рационал четко формулирует свою мысль, однако часто не воспринимает альтернативные идеи. Для него понять - значит представить на «внутреннем экране» необходимую для решения ситуацию. При общении большое значение имеет слух и речь. Иррационал в речи часто сбивается и теряет направление мысли. В проблеме пытается разобраться путем внутренней речи. Он воспринимает действительность как целое, держит в поле зрения все факты и объекты, которые не связаны между собой причиной и следствием. Для него большую роль в момент речи играют зрительное восприятие, жесты с прикосновением. Поведение в социуме у них тоже разное. Рационалы – это оплот стабильности общества. Они поддерживают иерархичность системы, соблюдения порядка. Хаос и анархия – не для них. Их «не бросает» из крайности в крайность. Они редко меняют профессию, а карьера носит поступательный характер. Рационалы придерживаются консерваторских взглядов, их больше устраивает постоянство, устоявшееся положение дел. Рационал не расходует свою энергию впустую, он может долго и точно выполнять монотонно работу, обязанности. Усталость он ощущает, конечно, но ведомый целью сделать дело (точка «Б»), добросовестно соблюдает процедуру выполнения, может быть недовольнен тем, что кто-то в цепочке исполнителей опаздывает; пытается подгонять других. Иррационалы всегда готовы к изменениям в обществе, они легко могут поменяться в процессе формирования нового, сами меняют «правила игры». Хаос и неразбериха для них не так страшны, как четкие рамки и ограничения их свободы. Экономика их общества носит коммерческий характер. Производство иррационального общества мелкосерийно и ремесленно. Иррационалы могут менять профессии на протяжении жизни, так как интересы их меняются, а карьера - волнообразна. Что же происходит в быту? Рационал, видя несистемный подход иррационала, не может этого принять, потому что так это неправильно, потому что во всем должна быть система. Стало быть, для сохранения работы Системы, рационал делает все, чтобы она продоложала работать – требует, а местами и навязывает элементы Системы. Однако, часто он не учитывает, что иррационал непостоянен, спотанен, ему нужно «дозреть» до желания что-то сделать. В итоге, иррационал, конечно выполнит требуемое, но неисключен и скандал, конфликт. И если такой подход действует по принципу конвейера, то иррационал, приобретая навязанные извне элементы рациольнальности, тоже остается нереализованным, собственно, продолжая нереализованную линию родителей. Ярким примером иррационала является образ Алисы в Стране Чудес: она любопытна, непредсказуема, никогда не знает, что будет делать в следующую минуту, легко ориентируется в новой обстановке. И, напротив, образ рационала в наших сказках – это Мальвина из "Золотого ключика": она любит правила, сама строго их выполняет, и любит, чтобы это делали другие. Она последовательна в своих действиях и требованиях, не очень любит перемены, с трудом привыкает ко всему новому. Рационал движется чётко из точки А в точку Б, у него есть определенное начало движения и окончание. Это происходит всегда, везде и постоянно, рационал последователен и не умеет быть гибким в отношениях. В точке А задается вектор движения, определяется точка Б, и, собственно, само прямолинейное движение. Отклонение от курса заданного движения для рационала равноценно сходу с пути, а зачем же тогда вообще начинать? Рационал мысленно уже находится в точке окончания, поэтому возникающие преграды на пути, рационал жестко сбивает, чего бы это ему ни стоило. В конце движения, в точке Б происходит фиксация, закончил. Это записано в программе. Движения рационала - это прямолинейные отрезки. Длинна этих отрезков может быть любая, но все равно это отрезки. Жесты фиксированные, речь законченная. Не важно, о чем говорит человек, суть в том, «как» он это делает. Интересен такой момент: основной упор идет на слово «как», но при этом «почему это так» ему объяснить трудно. И даже если у него есть аргументы «почему», то все равно это получится объяснение «как». Рационал все планирует, рассчитывает, чтобы четко знать необходимые условия для достижения цели. Как же делает иррационал? У иррационала постоянный процесс, без пауз и остановок. Он исходит из позиции где я нахожусь, кто тут и что тут вокруг. Окончания нет, петляет, перепрыгивает с темы на тему, при ответе на вопрос может вообще забыть с чего начал. Хаотичен, непредсказуем, спонтанен. Траектория движения криволинейная, обтекает препятствия. Жесты плавные без окончания. Сам собой переключается, внимание прыгает из стороны в сторону. Иррациональность записана в теле и в голове. И так далее, и так далее, и так далее… без пауз и остановок. Иррационал способен на неожиданные поступки, например, глубокой ночью отправиться на прогулку и получить от этого огромное удовольствие. Траектория движения проявляется всегда, везде и постоянно. Иррационал вынужден себя контролировать чтобы держаться заданных рамок, чтобы сильно не уносило в сторону по ходу движения. Рационал наоборот с трудом переключается на другую тему (дело) пока не доделал текущую. Если отвлекли, то все равно возвращается и доделывает (договаривает), «дайте я договорю». При взаимодействии рационала с иррационалом первый вынужден сокращать отрезки, а второй держать себя в рамках. Иррационал: случайный. Рационал: заданный, законченный. Рационал живет на основании принятого решения, иррационал непосредственно воспринимает действительность. Все планируют и все достигают поставленных целей, но рационалы и иррационалы делают это по-разному. Предположим, что у человека есть несколько целей. Рационал выберет одну из них начнет – доведет до конца, только потом берет следующую. Иррационал накидывает цели в одну кучу, а там как будет, так будет! Порядок их достижения неважен, как сложится, а заодно может еще чего получиться. Все планируют и достигают поставленных целей, но разница в том КАК они это делают.
Евгений Майоров 14 декабря 2016 Экстраверт-интроверт Четвертая из важнейших (приоритетных) проявлений личности — источник энергии, ее направление наружу и внутрь, реакция на внешние раздражители и восприятие ширины-глубины. Утверждать, что, например, «я соврешенно определенно экстраверт» - скорее всего ошибочно. Человек так или иначе направляет свою энергию как наружу, так и внутрь, т. е. Может проявлять и экстраверсию, и интроверсию, но в какой пропорции, знает только он сам (если знает). Таким образом, придерживаемся мнения, что направление движения энергии в человеке происходит и наружу, и внутрь, но одно из этих направлений непременно чуть больше второго, стало быть, по бОльшему значению и рассматриваем себя. Экстраверты — это все остальные, которые не интроверты. Они активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны, из-за чего могут напоминать обезьяну с гранатой. В этом их сила и в этом же их слабость. В отличие от интровертов, экстраверты ярче отдыхают в компании друзей — общество их ничуть не утомляет, а наоборот, бодрит, вливает новые силы. По этой причине экстраверты редко бывают одни — они все время ищут компании себе подобных. Инициатива их не пугает, потому что они не загадывают наперед, не задумываются о последствиях. Они из тех, кто силен задним умом и кусает локти уже после дела. Из-за этого на них с кривой усмешкой смотрят интроверты — они же предупреждали… Экстраверты легко самовыражаются, нацелены на результат, обожают толпу и действие. Большинство из них любят общаться, заниматься какой-то деятельностью, работать с людьми, быть в центре событий. Центр их внимания всегда находится вне их личности. Они заряжаются энергией от внешнего мира — действий, людей, мест и вещей. Они расточители энергии, легкомысленны и поверхностны, но вместе с тем легки, подвижны и инициативны. Они быстро восстанавливают силы, занявшись чем-то вне дома, организовав активный досуг. Они могут испытывать одиночество и чувствовать себя опустошенными, когда не контактируют с людьми или внешним миром. Им часто трудно расслабиться и дать своему организму отдохнуть. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни, поэтому неисключен (и даже с радостью рассматривается) вариант пригласить еще кого-то, так сказать «сообразить на троих». Тем не менее экстравертам необходимо чередовать время, когда они особенно активны, с интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности. Источник энергии интровертов находится во внутреннем мире идей, эмоций и впечатлений. И вовсе не обязательно им быть тихими или замкнутыми. Просто фокус их внимания — внутри собственной личности. Им нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро перевозбуждает и у них появляется неприятное ощущение, будто чего-то «чересчур много». Это может проявляться в нервозности или, наоборот, апатии. Поэтому, чтобы не оказаться полностью опустошенными, интроверты часто видят необходимость ограничивать социальные контакты и реально выпадают из социума без видимой причины, чем вызывают переживания близких. Им просто нужно восполнить время, «перезарядиься», иначе они могут потерять видение перспективы, отношения с окружающими и вообще связи с внешним миром. Факт нахождения среди других людей уже перевозбуждает интровертов. Энергия траится намного быстрее, когда они находятся в толпе, учебной аудитории или в шумной, давящей на нервы обстановке. Люди могут им очень нравиться, но, поговорив с одним человеком некоторое время, интроверты обычно испытывают острое желание уйти, сделать перерыв, "глотнуть воздуха". Интроверты, нередко даже не понимая почему, пытаются регулировать чувство напряжения посредством ограничения поступления информации извне. Их не пугают сложности, когда они могут сосредоточиться на одном-двух видах деятельности и могли бы работать без стресса. Если же наваливается слишком много разных дел, они быстро испытывают чувство перегруженности, и ввиду этого, могут будут пытаться упорядочить последовательность выполнения, а-то и вообще отказажутся от выполнения задания. Реакция на внешние раздражители у них разная. Экстравертам комфортно в атмосфере постоянного действия. Они любят испытывать больше эмоций и новых впечатлений, а интроверты же любят больше знать о том, что они испытывают. Для интровертов характерна высокая степень внутренней активности, и все, что исходит из внешнего мира, очень быстро повышает уровень их напряжения. Те интроверты, которые способны уравновесить свои энергетические потребности, обладают большей стойкостью и упорством, умеют смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и креативно работать, не обращая внимание на внешние раздражители. Понятия широты и глубины также воспринимаются ими по-разному. В целом экстраверты предпочитают широкий размах: много друзей, впечатлений, разбираться во всем понемногу, быть универсалами. То, что они познают из окружающей среды, как правило, не углубляется при переработке полученного опыта, а остается неким образом события. Интроверты предпочитают глубину и ограничивают впечатления, зато в каждом доходят до самых истоков. У них обычно мало друзей, зато очень близких. Их ум поглощает информацию из окружающей среды, а затем анализирует и расширяет ее. Интровертам нравится исследовать предмет, доходя до самых истоков, они ищут именно глубину немногих полученных впечатлений, а не их разнообразие. Им достаточно обсуждать в разговоре одну две темы, иначе им начинает казаться, что они переполнены мыслями, что может привести к быстрой потере энергии Экстраверты разговорчивы и даже болтливы, а вместе со своей манерой действовать, не думая о последствиях, бывают очень остры на язычок и скоры на расправу. Они эмоциональны и экспрессивны вплоть до истеричности, интроверты же более склонны к депрессиям и апатичности.