Just Natali 30 января 2017 Кто-нибудь задумывался об этом? Этот вопрос интересует и неспециалистов, и профессионалов-психологов, среди которых конечно же есть верующие люди. Интересно прочитать и ваши комментарии.
Admin 30 января 2017 Just Natali, это нужно у РПЦ спрашивать) Среди моих знакомых нет таких. А Ваше мнение какое? Как Вы думаете?
Just Natali 30 января 2017 Admin я много об этом думала и читала... И пришла к выводу. Либо ты веришь в Бога, либо в психологию, либо ещё во что... Каждому своё.
Admin 30 января 2017 Just Natali, у нас тема об отношении церкви к психологии 🙂 Как Вы думаете какое?
Just Natali 30 января 2017 Admin Что такое психология? Это- наука о душе человека. Скажите, пожалуйста, может ли человек, далёкий от Православия, вам дать исчерпывающие ответы и помочь в душевных недугах? Хотя есть и православные психологи (т. е. Верующие)- такие, думаю, в силах помочь. Только здесь есть такой нюанс. Обычный психолог, если захочет вам помочь, будет отталкиваться от своего разума, а православный- от своей веры. И если у последнего будут сомнения, он непременно направит вас ко священнику, что ни в коем случае не сделать неверующий. Вообще, стоит заметить, что все наши душевные (да и телесные тоже) проблемы только от одного- от нашего отступления от Бога.
Admin 10 июня 2022 30.01.2017 в 9:12 PM, Just Natali сказал: Либо ты веришь в Бога, либо в психологию, либо ещё во что... Каждому своё. Есть еще одержимость. Я разделяю веру и психологию. Но и то и другое мне не мешает
Светлана Сахарчук 10 июля 2022 Сейчас есть православные психологи. Есть даже семейство сайтов "Пережить",(тут все ссылки на их сайты), где православные психологи консультируют на форумах по разным темам, связанным с расставанием, с нежеланием жить, с принятием смерти, с переживанием насилия и прочими вопросами. Так что тема психологии в православии сейчас очень хорошо встречается и продвигается. Среди батюшек есть психотерапевты, которые получили образование, а затем ушли в православие. Где-то я даже интервью встречала с одним из таких батюшек. Насколько я поняла, он старается какие-то проблемы решать терапией, беседами и молитвами, но если видит серьёзные проблемы - направляет к психиатру и не видит в этом ничего зазорного. В некоторых церквях, я знаю, есть группы, которые работают по типу "Анонимных алкоголиков". Так что психология и православие вполне даже теперь сочетаются.
Ольга Заволокина Важный комментарий 10 июля 2022 Я сталкивалась в частной ситуации, когда клиент проходил терапию у меня и одновременно советовался с батюшкой. Во многих вопросах мы сходились: что человек может выбирать, что может ошибаться и сам отвечает за свои решения и действия. Но в подходе у батюшки четко прописаны были нравственно-этические, ценностные нормы (так и никак иначе), и мне виделось, что не было полного принятия клиента с его несовершенствами.. У батюшки, со слов клиента, присутствовало психологическое образование. После мне стало интересно и я узнала про "православную психологию" . "Православная психология берет за основу православное мировоззрение и исходит из позиции христианской антропологии о понимании человека как Образа и Подобия Божия, как единства тела, души и духа. Общая задача – оказание человеку помощи в преодолении его нарушенной целостности в связи с падшей природой; подведение к осознаванию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы. Следовательно, помочь ему исцелиться, прийти к внутренней свободе и радости, осуществить себя в полную меру. Это работа, которая обязательно затрагивает уровень смыслов и ценностей. Очень много тут зависит от того, насколько глубока личная вера самого терапевта. Осуществление этого процесса происходит в лоне Церкви. Частная задача – это оказание человеку помощи в решении его конкретных жизненных ситуаций или разрешении внутриличностного конфликта. Здесь используются и допускаются психотерапевтические методы и техники. Соответственно, чем большим «арсеналом» техник и приемов владеет психотерапевт, тем лучше. Работа на «плоскости» конкретных психологических проблем на фоне общей болезни человечества в результате грехопадения, позволяет православному психотерапевту выйти за пределы «симптоматического лечения» и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения. Важно при этом помнить о «вертикали духовности». Марина Легостаева "Что такое православная психология и психотерапия". В программу обучения православной психологии входят все те же дисциплины, которые есть в светской программе по специальности "Психолог". Существует православная психиатрия и все специализации, которые связаны с психологическим образованием.
Семён Углев 12 февраля 2023 @Just Natali Нормально относится. В больших соборах, бывает, проходят встречи с "православными психологами", или существуют те же группы поддержки алкоголиков, о которых написано выше. Другое дело, возможна ли качественная психологическая помощь в таких случаях? Всё же это больше похоже на житейскую психологию, о чём говорил корифей психологии В. В. Петухов (в ютьюбе есть записи его лекций). С другой стороны, сами процессы, которые происходят в ней, в том числе обряды, таинства (например, исповедь) бывают сами по себе очень психоаналитичны. Да и уединение в скитах, монашеские уходы в пустыню для "исследования сердца" - это же, по сути, психоанализ, особенно в его онтологическом ключе. Так что, на эту тему рассуждать можно долго.
Игорь Баталевич 12 февраля 2023 @Just Natali Я могу высказать свое мнение как психолога. Я не согласен, что и православие, и психология занимается одним и тем же. Я как психолог не занимаюсь душой человека - я пробую помочь человеку разобраться в проблемах его личности и психики. Христианские догмы я использую в работе только с людьми, которые погружены в веру и только с целью говорить с ними на одном языке. Я считаю, что психология и православие разные направления. И практикуют разные подходы. По сравнению с психологией, православие имеет ряд существенных плюсов. Могу привести несколько из них. -Доступность. Искать помощи священника гораздо проще, чем психолога. -Социальное одобрение. Визиты в церковь, к сожалению, в гораздо большей степени принимаются обществом чем работа с психологом. -Цена. Длительная терапия с психологом стоит гораздо дороже, чем посещение церкви. -Наличие канона (и плюс, и минус). В православии есть четко определенные нормы, на которые может ориентироваться человек. Теперь минусы. -Директивность. Клиенту не дается возможности для самостоятельности, "хорошо" будет только так, как написано в своде правил/трактовано священником. -Ответственность. В психологии ответственность всеми силами удерживается "на клиенте". Его победы - это его победы, его ошибки - это его ошибки. В христианстве присутствует помощь высших сил (в случае победы) и искушение низших сил (в случае поражения). -Воспроизводимость. При длительной работе с психологом клиент получает бесценные навыки. Например, рефлексирования, самоанализа, опыт составления и использования КПТ-схем. В случае повторения или возникновения схожей проблемы клиент имеет возможность использовать свои навыки и преодолеть трудность. Он получает уверенность в своих силах. В случае христианства это не так. Клиент никогда не может быть уверен, что высшие силы помогут ему в следующий раз. Предлагается верить в это - но уверенности тут быть не может. В этом и есть преимущество "научности" психологии: применяя научные методы, мы можем делать сбывающиеся прогнозы. -Каноничность. В психологии нет единого стандарта поведения, нет правильности. Есть строгий индивидуальный подход. И это позволяет получить результат адаптивности для клиента в самых различных случаях. -Концепция лишения и аскетичности. Христианство проповедует отказ от акцента на себя, всесторонний гуманизм и смирение. В психологии это выливается в созависимость и росту тревоги по причине подавленной агрессии. Это довольно сложная тема, и не короткая. Я перечислил только ряд плюсов и минусов. И христианство, и психология - это свое рода методы обучения человека, воспитания. Я знаю 4 метода воспитания - 3 порочных, на мой взгляд (которые, к сожалению, широко используются) и один адаптивный, но сложный. Первый - воспитание страхом. Сюда я отношу физические наказания ребенка или угрозы их. В христианстве это реализовано через страх наказания и лишения при жизни и/или после смерти (концепция ада). В психологии не используется. Такой метод быстр (страх - это сильный закрепитель) но нерационален, так как единственное, что получает человек - это необходимость действовать только так, потому что иначе будет плохо. Он не понимает, почему только так, зачем. И это может быть ему некомфортно. Второй - воспитание виной. "Ты можешь поступать так, как ты хочешь, но мне при этом будет больно [и в этом будешь виноват ты]". Используется в христианстве (например, концепция изначального греха). В психологии является мишенью для работы для выработки понимания клиента, что реакция других людей на его действия далеко не всегда находится в зоне ответственности самого клиента. Третий - воспитание стыдом. Широко используется в школах, например, объявление учителем оценок прилюдно с едкими комментариями, сравнение ученика с более успешными, порой - публичное унижение у доски. В семье - в первую очередь используется в концепции "важно, что скажут люди". В христианстве в норме не используется, по факту - используется в виде публичного осуждения греховности. В психологии является мишенью для работы. Четвертый - воспитание пониманием. В этой концепции человек поступает так, как поступает потому, что максимально полно понимает свои нужды и желания и шаги к их реализации. Используется как в христианстве, так и в психологии. В жизни - редко видел (хотя, скорее всего, это искажение в виде "ошибки выжившего"). В заключение могу сказать, что если человек находит пользу в визите в церковь - это его выбор и я не буду это оспаривать. Если мою работу он также одновременно проводит со священником - я постараюсь объяснить ему, что это может не принести ему пользу из-за путаницы понятий. В своей работе никогда не использую ничего, кроме психологических инструментов. Я считаю, что если я заявляю себя как психолог, то человек приходит ко мне как к психологу. Если я использую в работе психолога карты Таро или молитвы - расцениваю это как обман клиента. Так как в случае оккультизма было бы честным принять клиента как таролог или астролог, а в случае молитвы - как священник, если у меня есть полномочия заявлять о себе такое. Считаю, что надо удерживаться в рамках специализации. Вряд ли клиент обрадуется, если придет, скажем, к кардиологу с аритмией, а кардиолог скажет "давайте я вам еще удалю желчный пузырь и поставлю виниры" (хотя и терапевт, и стоматолог, и хирург - все с высшим медицинским образованием и все занимаются здоровьем, просто специальности разные).