Перейти к публикации

Как Русская Православная Церковь относится к психологии

Just Natali

Кто-нибудь задумывался об этом?

Этот вопрос интересует и неспециалистов, и профессионалов-психологов, среди которых конечно же есть верующие люди. Интересно прочитать и ваши комментарии.

Admin
Just Natali, это нужно у РПЦ спрашивать) Среди моих знакомых нет таких. А Ваше мнение какое? Как Вы думаете?
Just Natali
Admin я много об этом думала и читала... И пришла к выводу. Либо ты веришь в Бога, либо в психологию, либо ещё во что... Каждому своё.
Admin
Just Natali, у нас тема об отношении церкви к психологии 🙂 Как Вы думаете какое?
Just Natali
Admin Что такое психология? Это- наука о душе человека. Скажите, пожалуйста, может ли человек, далёкий от Православия, вам дать исчерпывающие ответы и помочь в душевных недугах? Хотя есть и православные психологи (т. е. Верующие)- такие, думаю, в силах помочь. Только здесь есть такой нюанс. Обычный психолог, если захочет вам помочь, будет отталкиваться от своего разума, а православный- от своей веры. И если у последнего будут сомнения, он непременно направит вас ко священнику, что ни в коем случае не сделать неверующий. Вообще, стоит заметить, что все наши душевные (да и телесные тоже) проблемы только от одного- от нашего отступления от Бога.
Admin
30.01.2017 в 9:12 PM, Just Natali сказал:

Либо ты веришь в Бога, либо в психологию, либо ещё во что... Каждому своё.

Есть еще одержимость. Я разделяю веру и психологию. Но и то и другое мне не мешает

Станислав Раевский

А у Вас, коллеги? Какое мнение? Сталкивались?

Светлана Сахарчук

Сейчас есть православные психологи. Есть даже семейство сайтов "Пережить",(тут все ссылки на их сайты), где православные психологи консультируют на форумах по разным темам, связанным с расставанием, с нежеланием жить, с принятием смерти, с переживанием насилия и прочими вопросами. Так что тема психологии в православии сейчас очень хорошо встречается и продвигается.

Среди батюшек есть психотерапевты, которые получили образование, а затем ушли в православие. Где-то я даже интервью встречала с одним из таких батюшек. Насколько я поняла, он старается какие-то проблемы решать терапией, беседами и молитвами, но если видит серьёзные проблемы - направляет к психиатру и не видит в этом ничего зазорного.

В некоторых церквях, я знаю, есть группы, которые работают по типу "Анонимных алкоголиков". Так что психология и православие вполне даже теперь сочетаются.

Семён Углев

@Just Natali Нормально относится. В больших соборах, бывает, проходят встречи с "православными психологами", или существуют те же группы поддержки алкоголиков, о которых написано выше. Другое дело, возможна ли качественная психологическая помощь в таких случаях? Всё же это больше похоже на житейскую психологию, о чём говорил корифей психологии В. В. Петухов (в ютьюбе есть записи его лекций). С другой стороны, сами процессы, которые происходят в ней, в том числе обряды, таинства (например, исповедь) бывают сами по себе очень психоаналитичны. Да и уединение в скитах, монашеские уходы в пустыню для "исследования сердца" - это же, по сути, психоанализ, особенно в его онтологическом ключе. Так что, на эту тему рассуждать можно долго.

Игорь Баталевич

@Just Natali Я могу высказать свое мнение как психолога. Я не согласен, что и православие, и психология занимается одним и тем же. Я как психолог не занимаюсь душой человека - я пробую помочь человеку разобраться в проблемах его личности и психики. Христианские догмы я использую в работе только с людьми, которые погружены в веру и только с целью говорить с ними на одном языке.

Я считаю, что психология и православие разные направления. И практикуют разные подходы. По сравнению с психологией, православие имеет ряд существенных плюсов. Могу привести несколько из них.

-Доступность. Искать помощи священника гораздо проще, чем психолога.

-Социальное одобрение. Визиты в церковь, к сожалению, в гораздо большей степени принимаются обществом чем работа с психологом.

-Цена. Длительная терапия с психологом стоит гораздо дороже, чем посещение церкви.

-Наличие канона (и плюс, и минус). В православии есть четко определенные нормы, на которые может ориентироваться человек.

Теперь минусы.

-Директивность. Клиенту не дается возможности для самостоятельности, "хорошо" будет только так, как написано в своде правил/трактовано священником.

-Ответственность. В психологии ответственность всеми силами удерживается "на клиенте". Его победы - это его победы, его ошибки - это его ошибки. В христианстве присутствует помощь высших сил (в случае победы) и искушение низших сил (в случае поражения).

-Воспроизводимость. При длительной работе с психологом клиент получает бесценные навыки. Например, рефлексирования, самоанализа, опыт составления и использования КПТ-схем. В случае повторения или возникновения схожей проблемы клиент имеет возможность использовать свои навыки и преодолеть трудность. Он получает уверенность в своих силах. В случае христианства это не так. Клиент никогда не может быть уверен, что высшие силы помогут ему в следующий раз. Предлагается верить в это - но уверенности тут быть не может. В этом и есть преимущество "научности" психологии: применяя научные методы, мы можем делать сбывающиеся прогнозы.

-Каноничность. В психологии нет единого стандарта поведения, нет правильности. Есть строгий индивидуальный подход. И это позволяет получить результат адаптивности для клиента в самых различных случаях.

-Концепция лишения и аскетичности. Христианство проповедует отказ от акцента на себя, всесторонний гуманизм и смирение. В психологии это выливается в созависимость и росту тревоги по причине подавленной агрессии.

Это довольно сложная тема, и не короткая. Я перечислил только ряд плюсов и минусов.

И христианство, и психология - это свое рода методы обучения человека, воспитания. Я знаю 4 метода воспитания - 3 порочных, на мой взгляд (которые, к сожалению, широко используются) и один адаптивный, но сложный.

Первый - воспитание страхом. Сюда я отношу физические наказания ребенка или угрозы их. В христианстве это реализовано через страх наказания и лишения при жизни и/или после смерти (концепция ада). В психологии не используется. Такой метод быстр (страх - это сильный закрепитель) но нерационален, так как единственное, что получает человек - это необходимость действовать только так, потому что иначе будет плохо. Он не понимает, почему только так, зачем. И это может быть ему некомфортно.

Второй - воспитание виной. "Ты можешь поступать так, как ты хочешь, но мне при этом будет больно [и в этом будешь виноват ты]". Используется в христианстве (например, концепция изначального греха). В психологии является мишенью для работы для выработки понимания клиента, что реакция других людей на его действия далеко не всегда находится в зоне ответственности самого клиента.

Третий - воспитание стыдом. Широко используется в школах, например, объявление учителем оценок прилюдно с едкими комментариями, сравнение ученика с более успешными, порой - публичное унижение у доски. В семье - в первую очередь используется в концепции "важно, что скажут люди". В христианстве в норме не используется, по факту - используется в виде публичного осуждения греховности. В психологии является мишенью для работы.

Четвертый - воспитание пониманием. В этой концепции человек поступает так, как поступает потому, что максимально полно понимает свои нужды и желания и шаги к их реализации. Используется как в христианстве, так и в психологии. В жизни - редко видел (хотя, скорее всего, это искажение в виде "ошибки выжившего").

В заключение могу сказать, что если человек находит пользу в визите в церковь - это его выбор и я не буду это оспаривать. Если мою работу он также одновременно проводит со священником - я постараюсь объяснить ему, что это может не принести ему пользу из-за путаницы понятий.

В своей работе никогда не использую ничего, кроме психологических инструментов. Я считаю, что если я заявляю себя как психолог, то человек приходит ко мне как к психологу. Если я использую в работе психолога карты Таро или молитвы - расцениваю это как обман клиента. Так как в случае оккультизма было бы честным принять клиента как таролог или астролог, а в случае молитвы - как священник, если у меня есть полномочия заявлять о себе такое. Считаю, что надо удерживаться в рамках специализации. Вряд ли клиент обрадуется, если придет, скажем, к кардиологу с аритмией, а кардиолог скажет "давайте я вам еще удалю желчный пузырь и поставлю виниры" (хотя и терапевт, и стоматолог, и хирург - все с высшим медицинским образованием и все занимаются здоровьем, просто специальности разные).

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Just Natali
  • Создать...