Перейти к публикации

Почему дочка стала постоянно недовольной и плаксивой?

Мариам

Дочке скоро должно исполниться 10 лет, сейчас летние каникулы и вроде бы ребёнок отдыхает от школы, от нагрузок, но каждый день она ходит грустная и часто плачет. На вопросы "В чем причина?" говорит не знаю и плачет ещё сильнее. Из друзей у неё только одна школьная подруга, с которой сейчас видится почти каждый день, ходят в гости друг к другу.

Она очень ждала лета, чтобы учёба скорее закончилась, а в итоге нет радости.

В августе она едет в лагерь на море, говорит, что этому рада. Но мы чувствуем, что она стала многое скрывать, недоговаривать. Как понять причину её поведения? Как помочь?

Алекс Грин

@Мариам , а может вы больше времени стали уделять другим членам семьи? Братьям или сёстрам, например.

Наталья Цибулина
10 часов назад, Мариам сказал:

Но мы чувствуем, что она стала многое скрывать, недоговаривать.

Как Вы это чувствуете? По каким признакам?

Что она скрывает и недоговаривает?

Мариам

@Алекс Грин у нас семья большая, есть и старшие дети и младшие. Всего пятеро. Но всем пытаемся одинаково времени уделять. Нельзя сказать что дочке стало меньше времени уделять.

Мариам
23.06.2022 в 10:25 PM, Наталья Цибулина сказал:

Как Вы это чувствуете? По каким признакам?

Что она скрывает и недоговаривает?

Спрашиваем её о чем-то, оно говорит одно, а через время выясняется, что она сказала неправду. Например на стене нарисовала фломастером какой-то рисунок, когда спрашивали, кто сделал, она отрицала, а потом в итоге выяснилось, что это она сделала, но боялась признаться. Хотя мы не ругаем.

Спрашивали, сколько ты конфет съела за сегодня. Говорит - 2, а потом в разговоре с сестрой призналась, что съела 5 конфет. Так вроде по мелочи, но недоговаривает.

Наталья Цибулина
2 часа назад, Мариам сказал:

Когда спрашивали, кто сделал, она отрицала, а потом в итоге выяснилось, что это она сделала, но боялась признаться. Хотя мы не ругаем.

Спрашивали, сколько ты конфет съела за сегодня. Говорит - 2, а потом в разговоре с сестрой призналась, что съела 5 конфет. Так вроде по мелочи, но недоговаривает.

Такие вопросы, как Вы описываете подразумевают контроль и недоверие. Видимо, это вызывает в девочке протест. И она защищается "неправдой".

Кроме того, хочется соответствовать образу хорошей девочки, которая не рисует на стенах и не ест много конфет.

2 часа назад, Мариам сказал:

У нас семья большая, есть и старшие дети и младшие. Всего пятеро. Но всем пытаемся одинаково времени уделять.

Но есть конкуренция. Быть лучше в глазах родителей. Среднему ребенку сложнее всего.

Он никогда не был один в семье, когда всё внимание ему. И короткое время был младшим, которому все умиляются.

Ольга Заволокина
23.06.2022 в 11:34 AM, Мариам сказал:

Как понять причину её поведения?

Какой у девочки сон? Как питается? Есть ли периоды, когда она радуется? Что ее радует? К кому она обращается за помощью, когда ей плохо? Она понимает свои переживания, умеет говорить о своих чувствах и желаниях? Как далась учеба в школе, были ли напряженные моменты?

23.06.2022 в 11:34 AM, Мариам сказал:

Как помочь?

Проводить чуть больше времени вместе, давать телесный контакт, если ей это нравится. Не выспрашивать, что случилось, но выслушивать все, что она говорит. Выделять персональное время только для нее. Порисовать вместе с ней или заняться каким-то творчеством. Наблюдать за питанием и сном.

Светлана Сахарчук

@Мариам

10 лет - это начало переходного возраста. Это время, когда начинаются изменения в организме, ребёнок по-другому начинает видеть мир, сверстники постепенно становятся важными, а родители "вдруг" оказывается имеют свои проблемы, начинается период эмоционального отделения и взросления. Грусть и печаль могут сопровождать эти процессы, ведь это же одновременно и прощание с детством и беспечностью. Как говорит моя старшая дочка "мне так хочется беситься и развлекаться, но если я буду это делать, на меня будут косо смотреть, я же не маленькая". Желание быть непосредственным ребёнком есть, а реализовать его негде и не с кем. От этого грустно.

"Мелкая ложь" и скрытие фактов иногда также являются признаком такого отделения, ведь у ребёнка появляется что-то своё, про что он не рассказывает и чем может поделиться только с друзьями. Другими словами, у него есть выбор - делиться или не делиться и с кем делиться. Это ощущение своего пространства, в которое можно кого-то впускать, а кого-то не впускать.

В этот период важно проявлять уважение к самостоятельности, обсуждать с ребёнком разные вопросы. Причём тема не важна, главное - процесс, что его тоже спрашивают, с ним делятся, узнают его мнение, что он что-то может, чем-то может помочь и его голос ценен.

Терпения Вам.

За эту публикацию Администратор Татьяна выдал награду!
Светлана Сахарчук был награждён медалью Отличная поддержка и 10 баллами.
Мариам
25.06.2022 в 11:23 AM, Наталья Цибулина сказал:

Такие вопросы, как Вы описываете подразумевают контроль и недоверие. Видимо, это вызывает в девочке протест. И она защищается "неправдой".

Так что же делать, не спрашивать её тогда?

Мариам
25.06.2022 в 11:39 PM, Ольга Заволокина сказал:

Какой у девочки сон? Как питается? Есть ли периоды, когда она радуется? Что ее радует? К кому она обращается за помощью, когда ей плохо? Она понимает свои переживания, умеет говорить о своих чувствах и желаниях? Как далась учеба в школе, были ли напряженные моменты?

Спит очень крепко, засыпает быстро. Хороший сон с самого рождения. Питается по настроению, особенно любит ягоды и свежие фрукты. Раньше она почти всегда очень весёлым, жизнерадостным ребёнком, мы её даже называли "девочка-праздник". В основном радуется поездкам куда-то или подходам в интересные места заведения. Когда ей плохо, приходит ко мне. В принципе она озвучивает, чем расстроена, может всплакнуть и отойти быстро. Но это было раньше, а сейчас она изменилась - улыбка на лице бывает редко, замкнулась в себе, ходит и говорит, что ей грустно, может ни с того ни с сего начать плакать навзрыд. Я спрашиваю, что случилось, она говорит, что ничего не случилось и не знает, отчего плачет.

Учится доча на отлично, очень старательная и прилежная, слишком ответственная для своего возраста, у неё обостренное чувство справедливости. Расстраивается из-за 4, притом что мы никогда не говорили, что 4 - это плохо, наоборот, всегда говорим, что в школу она ходит не за оценками, а за знаниями. И никогда не ругаем за оценки, много хвалим и подбадриваем. Она робкая, стеснительная и пугливая.

Мне не хочется терять с ней близкие отношения. Как с ней общаться?

Мариам
26.06.2022 в 1:45 PM, Светлана Сахарчук сказал:

А родители "вдруг" оказывается имеют свои проблемы, начинается период эмоционального отделения и взросления.

Да, раньше на наши проблемы она совсем не обращала внимания, а сейчас из разговоров взрослых что-то выхватит краем уха и грузится по этому поводу.

26.06.2022 в 1:45 PM, Светлана Сахарчук сказал:

Желание быть непосредственным ребёнком есть, а реализовать его негде и не с кем

Она пока что так себя ведёт, но только дома. Наверное, в школе среди сверстников, ей приходится себя сдерживать, погашать свои эмоции и желания.

26.06.2022 в 1:45 PM, Светлана Сахарчук сказал:

Это ощущение своего пространства, в которое можно кого-то впускать, а кого-то не впускать.

Как роделям и братьям сёстрам тогда себя вести? Просто общаться, не задавать лишних вопросов?

Светлана Сахарчук
1 час назад, Мариам сказал:

Как роделям и братьям сёстрам тогда себя вести? Просто общаться, не задавать лишних вопросов?

Как бы Вы себя вели со взрослым стеснительным человеком? Вы ж не стали бы к нему лезть с расспросами если он этого не хочет. Тут примерно также. Вы можете поинтересоваться у неё что случилось, можете сказать что волнуетесь за неё. Но это её право - посвящать Вас в подробности или нет.

Могу Вас немного успокоить. Поскольку изменения настроения связаны с гормональными переменами, то они и регулируются временем действия гормонов. Иногда дочка будет как "нахохлившийся ёжик", иногда будет устраивать скандалы на пустом месте, иногда захочет ласки, иногда будет вести себя как маленький ребёнок. Важно чтобы любое её состояние спокойно принималось Вами. Что её любят любой и не мешают ей расти.

Важно чтобы если она к Вам обратится за поддержкой - она могла бы её получить. Чтобы не было такого "вот ты ходила обиженная, теперь я не хочу тебя обнимать" с Вашей стороны. Терпение, принятие, уважение и диалог, объяснение своих чувств и поведения и обучение девочки говорить про её состояние. Можно для этого повесить на видное место какой-нибудь список эмоций - смайликов, чтобы девочка могла выбрать что она сейчас чувствует и Вам было бы легче ориентироваться.

Ей тоже с этим тяжело. Она тоже себя винит и очень переживает из-за своего состояния даже если не показывает. Обычно подростки очень чувствительны и ранимы.

За эту публикацию Администратор Татьяна выдал награду!
Светлана Сахарчук был награждён медалью Отличная поддержка и 10 баллами.
Наталья Цибулина
3 часа назад, Мариам сказал:

Так что же делать, не спрашивать её тогда?

Да, вопросов, предполагающих сокрытие фактов, лучше избегать.

Правду говорит тот, кто не боится последствий. А если ребёнок боится наказания или непринятия, он не скажет правды.

Администратор Татьяна
18 часов назад, Светлана Сахарчук сказал:

Как бы Вы себя вели со взрослым стеснительным человеком? Вы ж не стали бы к нему лезть с расспросами если он этого не хочет. Тут примерно также. Вы можете поинтересоваться у неё что случилось, можете сказать что волнуетесь за неё. Но это её право - посвящать Вас в подробности или нет.

Вот это мне кажется самым непростым - принять, что твой ребёнок уже требует к себе отношения как ко взрослому человеку. По-прежнему считаешь его маленьким и несмышлёным, поучаешь и оберегаешь 😄

И иногда пытаешься докопаться "А почему ты это сделал, а ну-ка расскажи мне всю правду?"

Сама как раз этому учусь.

Ольга Заволокина
18 часов назад, Мариам сказал:

Мне не хочется терять с ней близкие отношения. Как с ней общаться?

Если у Вас с ней были близкие отношения, Вы их не потеряете. Просто качества отношений будет другое.

Я хотела

18 часов назад, Мариам сказал:

Но это было раньше, а сейчас она изменилась - улыбка на лице бывает редко, замкнулась в себе, ходит и говорит, что ей грустно, может ни с того ни с сего начать плакать навзрыд. Я спрашиваю, что случилось, она говорит, что ничего не случилось и не знает, отчего плачет.

18 часов назад, Мариам сказал:

Она робкая, стеснительная и пугливая.

Мариам, у меня есть несколько предположений о причине такого поведения, первое она неосознанно хочет быть собой и не только "девочкой-праздник" и радовать других, а хочет отстаивает свое право быть "девочка - грусть".

То есть у нее начинается период взросления и проявления и грусти, печали ей необходимо. Тогда Вам нужно дать ей погрустить, не задавать постоянно вопросы, не смотреть тревожным взглядом, а дать ей быть собой. Если будут качели то весело-то грустно, это нормально.

Еще может быть выходит накопившееся напряжение после учебы.

Может и чего-то испугалась, но не до конца готова признаться себе и окружающим.

В любом случае Вы можете ей помочь изучить ее состояние и научиться справляться с ним

Увидев ее грустной или печальной, констатируйте это

"Я вижу тебе грустно, ты печальна, такое бывает" (Вы признаете ее право на грусть).

Расскажите о своем опыте: "я грущу, печалюсь, когда устала или скучаю по кому-то т. п.". (Даете ей примеры, причин, почему она может грустить, так ей легче будет "примерить" их на себя. Говорите о себе, тут важна искренность. Даже, если на не найдет среди Ваших причин подходящие, она может осознать, что у грусти могут быть причины).

"Когда мне грустно я хочу, чтобы..." и Ваш вариант (например: оставили в покое, обняли, помогли, выслушали или хочется послушать музыку, погулять, порисовать, ничего не делать).

"И со временем грусть у меня потихоньку проходит" (даете ей понять, что это не навсегда).

"А тебе чего сейчас хочется?"

Она может осветить "не знаю", но у нее будет Ваш пример, что она может помочь себе прожить грусть, как посчитает нужным. На "не знаю" скажите, что Вы всегда готовы помочь ей, если нужна будет помощь, и оставьте ее одну, чтобы она могла погрузиться в свой мир и понять, чего хочет.

За эту публикацию Администратор Татьяна выдал награду!
Ольга Заволокина был награждён медалью Великолепный контент и 20 баллами.
Мариам
29.06.2022 в 12:16 PM, Ольга Заволокина сказал:

Расскажите о своем опыте: "я грущу, печалюсь, когда устала или скучаю по кому-то т. п.". (Даете ей примеры, причин, почему она может грустить, так ей легче будет "примерить" их на себя. Говорите о себе, тут важна искренность. Даже, если на не найдет среди Ваших причин подходящие, она может осознать, что у грусти могут быть причины).

Это помогло, дочка даже рассмеялась)))

Спасибо за советы всем вам!

Please sign in or register to post a comment.
  • Мариам
  • Создать...