Фёдор 16 июля 2023 Какова моя цель создания данной темы? Мне хочется поделиться с читателями мыслями связанными с необходимостью изменения мировоззрения каждого из нас. Ведь именно уровень мировоззрения каждого человека влияет на решения и наши конкретные действия. Для начало давайте разберемся со смыслом слова самосовершенствование. Что оно означает? Наиболее простой смысл слова самому развиваться, чтобы стать лучше. А когда человеку становится лучше? Когда он удовлетворяет свои потребности. Для этого необходимо знать какие у человека могут быть потребности? Наверняка многие из вас отвечая на этот вопрос насчитают огромное количество своих потребностей. Но каждая из перечисленных вами потребностей имеет свой уровень важности. А вы задумывались над этим? Какие из них наиболее важные? Многие могут сказать, что в разное время разные. Да. Но ведь многие умные люди размышляли над этим вопросом и разбили все потребности на группы. Почему бы не воспользоваться этими возможностями? Большинство людей признают что, наиболее полно и точно структурированы потребности людей в иерархическом порядке в пирамиде Абрахама Маслоу К фундаментальным потребностям относятся физиологические потребности. Удовлетворение их необходимы этих потребностей необходимы для человека и всех живых существ. Без их удовлетворения человеку сложно думать о чем-то другом. Следующий вид потребностей по важности является потребность в безопасности. Потребность безопасности связан с с уверенностью защищенности семьи, со стабильностью обеспечения физиологических потребностей, обеспечением комфортных условий проживания и работы. Следующие не менее важные уровни видны на выше представленной картинке. Поэтому перечислять их не имеет смысла. Более подробно о них мы поговорим в следующих сообщениях.
Фёдор 17 июля 2023 @Фёдор Когда ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ потребностей люди (в основном) добиваются они параллельно начинают думать и пытаться решать вопросы своей БЕЗОПАСНОСТИ связанные с уверенностью защищённостью, стабильностью их в будущем. Также параллельно создают комфортные условия для своего проживания (дом, умеренная температура нем и созданию условий трудовой деятельности. Когда и эти условия в основном начинают удовлетворяться они начинают задумываться и действовать для обеспечения своих СОЦИАЛЬНЫХ потребностей. Начинают больше уделять внимания общению, дружбе с другими людьми. Стараются поддерживать длительные отношения с окружающими людьми. Следующий этап ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ. Активное общение и длительные отношения способствую лучшему взаимопониманию людей которые постепенно перерастают в уважение и у людей начинает появляться потребность в уважении, признании успехов других и своих. В результате появляется ощущение своей значимости. Общение и потребность в уважении становятся стимулами перехода к следующему этапу когда У людей появляется ПОТРЕБНОСТЬ К ПОЗНАНИЮ И ТВОРЧЕСТВУ. Человек стремиться увеличить свои знания, приобрести опыт в каких-либо отраслях. Чаще всего в тех, в которых он более продвинут, по сравнению с другими людьми. Начинает демонстрировать свои творческие успехи. Чтобы не выглядеть белой вороной в своем круге общения, он начинает расширять свой кругозор, интересуясь и мало известными темами. Занятие каким-либо творчеством стимулирует появление новых ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, которые в свою очередь приводят к соблюдению порядка красоте и гармонии. Эстетические потребности заставляют обращать внимание на красоту и гармонию существующие в окружающей человека действительности и природе, а познание к совершенствованию его мировоззрения, помощью которого он стремиться совершить большее количество осмысленных рациональных действий в результате чего у человека появляется потребность в ДУХОВНОМ РОСТЕ. Когда человек задумывается о своем предназначении и призвании и начинает осознанно заниматься самосовершенствованием своего мировоззрения, которое состоит из из ВОЗЗРЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ т. е. ПРИРОДЕ и ВОЗЗРЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ т. е. о себе, как частичке человечества.
Фёдор 18 июля 2023 Это сообщение мне хочется начать с уточнения понятий что такое ИСТИНА и что такое ПРАВДА поэтому предлагаю посмотреть и поразмышлять над картинкой, которую я нашел в интернете. На данном рисунке показан предмет с трех точек зрения (3 проекции одного и того же предмета). В данном случае всего только три точки зрения. А теперь вообразите что вы будете рассматривать этот же предмет с отклонением точки зрения всего на 1 градус. В этом случае мы получим на каждом из трех экранов 180 картинок (образов этого клина). В общей сложности 540 разных картинок (образов). Есть более простые предметы например шар у которого смотрите вы хоть с миллиарда точек зрения, вы увидите только один образ, если на нем не будут какие-либо дефекты или нанесены какие-либо рисунки. А теперь представьте более сложные предметы даже в статическом состоянии. Вы можете получить многие тысячи образов этого предмета. Тоже касается объектов, которые трансформируются (изменяются) то образы этих объектов будут увеличиваться многократно до бесконечности. Проще говоря любой рассматриваемый предмет является ИСТИНОЙ, а вот точки зрения конкретных людей на него, будут (всего лишь) их ПРАВДАМИ в момент «здесь и сейчас». Проще говоря не существуют люди знающие истину, Есть только люди высказывающие правду в каждый конкретный момент времени. Существовали и существуют люди обобщающие разные ПРАВДЫ членов общества в единую. Таких людей как правило люди считают мудрецами.
Фёдор 19 июля 2023 Практически все читатели учились в школе, где очень подробно изучались вопросы связанные с воззрение об окружающей нас действительности и на мой взгляд очень слабо рассматривались вопросы связанные с воззрением человека. Только несколько лет назад я познакомился с с новым взглядом на эволюционную теорию, где эволюция природы рассматривалась рассматривалась с точки зрения интеллекта. Поэтому этому вопросу я уделю значительно меньше сообщений, чтобы уделить больше внимания другой теме Самосовершенствованию воззрения человека. А данную тему хочу продолжит публикациями сообщений об эволюции развития жизни на земле с точки зрения развития ИНТЕЛЛЕКТА, потому что читая размышления многих пользователей различных форумов я не замечал что они используют подобную точку зрения В основном используется точка зрения Дарвина, которая не особо приближает нас к изучению, что из себя представляет интеллект человека и как он образовался. Это в конечном итоге приблизит нас к психологическим аспектам человека, которые мы будем более подробно обсуждать в новой теме «Самосовершенствование воззрения о человеке» т. е. о способах совершенствования каждого из нас, если захочется этим заниматься кому-либо из читателей осознавших ее важность и необходимость.
Фёдор 20 июля 2023 Как обещал продолжу развитие темы об эволюции жизни на земле с точки зрения интеллектики. Вот какие научные данные приводятся в замечательной книге К. П. Шерметьева «Интеллектика» Принцип автосборки, сыграл определяющую роль в возникновении жизни на Земле. Связано это явление с соединениями углерода, которые отличаются образованием большого количества межатомных связей, что приводит к появлению макромолекул, включающих тысячи и миллионы атомов. Кроме этого, внутри молекулы существует большое количество менее прочных связей между ее частями. Все это позволило углеродосодержащим макромолекулам создать миллионы различных веществ, которые затем стали основой зарождающейся жизни на Земле. Образование сложных органических молекул происходило в следующей последовательности: 1. Смесь газов метана, аммиака, водяного пара, цианистого водорода под влиянием электрических разрядов (проще говоря, молний) превращалась в набор аминокислот, азотистых оснований, порфиринов. Нуклеотиды могут управлять построением полимерных молекул. Полинуклеотид может служить матрицей для получения аденина. В результате одна молекулярная цепочка может породить другую, и это приведет к тому, что несвязанные молекулы скоро займут свое место в одной из цепочек. Полинуклеотиды любят закручиваться в спирали. Рядом с исходной спиралью выстраивается зеркальная спираль, и макромолекулы «сплетаются в объятиях». С момента появления в первичном бульоне первых нуклеотидных цепочек хаотическое движение нуклеотидов прекращается, и все холостые нуклеотиды начинают выстраиваться в строго упорядоченные парные спирали – предшественники великой спирали ДНК. Сама ДНК также состоит всего из четырех видов нуклеотидов. Эти четыре нуклеотида составляют алфавит жизни. Строение всех живых организмов, в том числе и нас. Все эти сложности с нуклеатидами приводятся для того, чтобы показать логичность теории самозарождения жизни на Земле. В следующем сообщении мы рассмотрим о появлении полимеров которые способны сами ускорять рост полимеров с помощью катализаторов и о начале естественного отбора органических систем...
Фёдор 25 июля 2023 Цитаты из книги К. П. Шереметьева «Интеллектика» (продолжение) Следующим шагом эволюции стало образование таких полимеров, которые могут катализировать собственный процесс репликации. Катализатор – это вещество, которое ускоряет химические реакции. Следовательно, ускоряется образование именно тех полимеров, которые сами ускоряют данный процесс. В результате определенный набор полимеров становится более устойчивым и образует систему, в которой преобладает определенный вид макромолекул. Начинается естественный отбор органических систем. Хотя мы и называем этот процесс естественным отбором, мы все еще имеем дело с неживым организмом. Идет простая химическая реакция, результатом которой становится преобразование неустойчивых макромолекул в устойчивые. В соответствии с этим, живые системы должны иметь систему отражения, а здесь же пока идет прямое химическое воздействие. Нуклеотиды имеют относительно слабые возможности для построения специфических функциональных систем, но способны направлять синтез полипептидов, то есть белков. Для синтеза белков используется специальный генетический код, в котором определенные триплеты нуклеотидов кодируют определенные кислоты. Этот код одинаков у всех живых организмов. Из этого следует, что в результате естественного отбора появилась определенная органическая система, сумевшая синтезировать белки, которая вытеснила все прочие полинуклеотидные системы. Все существующие сейчас живые организмы являются потомками одной органической системы. Эта органическая система и есть первобытная ДНК Хотя организм человека содержит около квадриллиона клеток, каждая из них включает в себя ДНК, в которой записана полная информация о строительстве этого организма. Данная информация представляет собой руководство, описывающее те белки, которые требуется синтезировать для создания организма. Способность направлять синтез белков позволила создавать практически любые органы и ткани, что в дальнейшем привело к чрезвычайно большому разнообразию живых систем. Заключительной частью появления первых клеток было появление мембраны. В результате заключения клеток в мембрану появилась возможность гораздо более эффективного синтеза белков. После этого появилась возможность построения всех остальных подсистем клетки. Таким образом, появление первых клеточных систем на Земле основано на следующих основных свойствах органических молекул:• автосборка; • матричное копирование; • репликация систем; • синтез белка; • образование мембраны. В результате эволюции органических молекул появились замкнутые органические образования, которые в дальнейшем эволюционировали в живые системы. Для появления живой системы должна была возникнуть система реагирования, которая заставила бы клетку отвечать не на само воздействие, а на информацию о нем. Продолжение следует…
Фёдор 29 июля 2023 Первые клетки были крайне примитивны. Все органические образования, включая ДНК, были перемешаны и разбросаны по всей клетке. Органические соединения они вырабатывали, питаясь неорганическими соединениями, метаном и двуокисью углерода. Подобные бактерии встречаются и в наше время, но они могут существовать только в экзотических местах: в горячих минеральных источниках и вблизи действующих вулканов. Системы отражения первых клеток представляют собой молекулы белка, которые реагируют на концентрацию химических веществ. Двигательным аппаратом являются так называемые жгутики, которые позволяют клетке перемещаться относительно градиента химических веществ. Таким образом, система отражения этих клеток может реагировать только на непосредственное окружение клетки. А как же выглядели самые первые живые организмы? Для того чтобы узнать это, нужно перенестись на другой конец земного шара – в Австралию. В залив Шарк. Особенность этого залива в том, что вода в нем настолько соленая, что в ней не могут жить хищники. И здесь спокойно существуют самые древние живые организмы – строматолиты. Остатки строматолитов находят по всему земному шару в горных породах, возраст которых достигает трех миллиардов лет. Строматолиты научились синтезировать питательные вещества при помощи энергии солнечного света, то есть освоили фотосинтез. Поэтому можно считать строматолиты предками первых растений. На фото внизу строматолиты.
Фёдор 12 августа 2023 @Фёдор Важнейшим шагом эволюции стало появление многоклеточных. При переходе к много- клеточному организму появляется возможность выделения системы отражения в отдельную подсистему, что позволяет сделать ее гораздо более эффективной. Организованные формы совместного реагирования встречаются даже у одноклеточных организмов. Например, многие цианобактерии не расходятся после деления, образуя нитевидные цепочки до метра длиной. Через регулярные интервалы в такой цепочке встречаются изменившиеся клетки, способные включать атмосферный азот в органические молекулы. Эти специализированные клетки (которых немного) осуществляют фиксацию азота не только для себя, но и для соседних клеток, с которыми они обмениваются продуктами метаболизма. Последовательность развития многоклеточных легко проследить на примере зеленых водорослей, которые существуют как в виде одноклеточных, так и в виде многоклеточных организмов. • Род Chlamydomonus – жгутиковые простейшие, живущие отдельно. • Род Gonium – простейшие, имеющие форму вогнутого диска, биения их жгутиков ориентированы в одном направлении, поэтому они способны приводить колонию в движение. Каждая клетка такой колонии может дать начало новой колонии. • Род Volvox – колония клеток, которая может включать до 50 тысяч клеток, образующих полый шарик. Индивидуальные клетки соединены цитоплазматическими мостиками, и биения жгутиков скоординированы. Имеется специализация. За воспроизводство отвечает небольшое количество клеток. Остальные клетки неспособны к самостоятельному существованию. Особенно интересно поведение таких созданий, как клеточные слизевики – миксомицеты. Основную часть жизни эти клетки живут автономно, питаясь бактериями. Но если запас пищи иссякает, то каждая клетка выделяет особое вещество, которое служит сигналом объединения. Миллионы клеток соединяются вместе и образуют слизистую массу, которая перемещается как единое целое. Этот слизевик реагирует на свет и химические вещества уже как целостный организм. А в конечном итоге слизевик принимает вид плодоносящего тела. Очевидно, что появление специализированных клеток сделало многоклеточные структуры более устойчивыми, чем одноклеточные. Появилась возможность выделения системы отражения в отдельную структуру, которая способна неограниченно развиваться. На фотографии расположенной ниже слизевик
Фёдор 20 августа 2023 "Немногие из наших предков были совершенными леди или джентльменами; в большинстве своем они не были даже млекопитающими." Роберт Уилсон Эволюция постепенно отбирала для дальнейшего использования элементы отражающих систем, пока не построила из них самую совершенную систему отражения, которую торжественно вручила человеку. Общая схема эволюции живых организмов представлена на рисунке ниже. Эта схема отражает наиболее крупные этапы эволюции, которые прошли живые организмы. Левая ряд схемы показывает ту ветвь, по которой быстрее всего развивалась нервная система. Правые ветви на рисунке отражают альтернативные варианты эволюции, уровень систем отражения которых хотя и примитивен, но полностью соответствует их образу жизни. Растения не имеют нервной системы, но те немногие способы реагирования, которыми они обладают – открытие и закрытие цветов, сбрасывание листьев, – вполне достаточны для получения не имеют нервной системы, но те немногие способы реагирования, которыми они обладают – открытие и закрытие цветов, сбрасывание листьев, – вполне достаточны для получения многочисленного потомства. И хотя какая-нибудь травка в таких условиях легко уязвима из- за слабой системы отражения, в целом вид является очень устойчивым. Особенно продвинулись в этом направлении членистоногие. Общественная жизнь муравьев или пчел настолько сложна, что ученые прошлых столетий считали семьи этих насекомых настоящими государствами. Другой особенностью таблицы является то, что левый ряд схемы все больше и больше заботится о потомстве. Это означает, что врожденных реакций становится все меньше, а приобретенных – все больше. Успешность выживания начинает определяться не наследственностью, а обучением. В следующем сообщении будут рассмотрены основные этапы эволюции систем отражения до появления головного мозга…
Фёдор 31 августа 2023 Сегодня мы рассмотрим тему «Эволюции нервных систем или систем отражения.» Самые простые живые организмы, дожившие до нашего времени, – это простейшие. Самые крупные простейшие не превышают миллиметра. Но, несмотря на свои размеры, они имеют весьма сложную систему отражения. У них в зачатке есть практически все отделы нервной системы, которые есть и у человека, – зрение, слух, вкус. Это говорит о том, что наличие системы отражения дает живому организму такое преимущество, которое позволяет существовать миллиарды лет без каких-либо существенных изменений. Системы отражения простейших построены по принципу непосредственной реакции избегания вредных стимулов и приближения к полезным. Если аквариум с эвгленами поставить в тень и осветить небольшой участок, то все эвглены соберутся в этом участке. Парамеция-туфелька загоняет в глотку все, что плавает рядом, но бактерии она переваривает в создаваемых для этого желудочках, а несъедобные частицы выплевывает. Некоторые бактерии могут не только убегать, но и защищаться. Инфузория имеет специальные стрекательные палочки и на раздражение отвечает залпом этих палочек из множества отверстий. Некоторые бактерии в ответ на содержание в среде ядовитого для них пенициллина начинают выделять особый фермент, который разрушает это вещество. После разрушения всего пенициллина синтез фермента прекращается. Самое удивительное, что у простейших есть даже способности к обучению. Инфузория спиростомум на сотрясение воды реагирует сжиманием в комочек. Если сосуд со спиростомумами регулярно подвергать сотрясению, то инфузории начинают сжиматься все меньше и меньше. Этот вид обучения называется привыканием. На примере у простейших природа выделила те стимулы, которые действительно важны для выживания: зрительные, слуховые, вкусовые.На все эти стимулы нужно как-то реагировать. Впрочем, если стимул повторяется, то можно особо не стараться, ничего важного в нем нет. Кишечнополостные состоят из трубки, образованной двумя слоями клеток, между которыми расположен слой студенистого вещества, называемого мезоглеей. С нижнего конца трубка закрыта, а с верхнего – открыта. В открытом конце трубки находится ротовое отверстие. К кишечнополостным относятся полипы, актинии, кораллы. Наиболее известным представителем кишечнополостных является пресноводная гидра Гидра разрешает обращаться с собой довольно фамильярно. Например, гидру можно раз- резать на части. Из каждой части вырастет новая гидра. Если одну гидру «привить» на другую, то произойдет реорганизация двух гидр в одну. Нервная система гидры – это диффузная сеть нейронов, находящаяся непосредственно под поверхностным слоем клеток. Нейрон – это специальная клетка, которая может передавать электрические импульсы. Однако между нейронами связь происходит химическим путем через синапсы. Нейроны посылают сигналы мышечным клеткам. Передача сигналов возможна от любой точки к любой другой. Сильное раздражение приводит к реакции всего животного. Область отражения – небольшое поле около самого животного. На любой стимул реагирует вся нервная система целиком. Выделения объектов нет. Каждый раздражитель воспринимается или как еда, или как враг. Еда переваривается. От врага гидра прячется, сжимаясь в комок. Интересным подходом к организации нервной системы отличаются мшанки Cristatella. Это похожие на гидр мелкие водные животные, которые живут колониями. Каждая особь имеет один ганглий1 и отходящие от него нейроны. При этом они производят общий мышечный слой и соединяют свои нервные системы в одну. Колония мшанок начинает реагировать как единый организм. При раздражении в одной точке вся колония начинает двигаться. Противоположное поведение демонстрируют морские звезды, относящиеся к типу иглокожих. Нижнюю поверхность звезды устилает множество щупалец. Они ощупывают дно и перемещаются к пище. Если только один конец морской звезды обнаружил пищу, то вся звезда перемещается в этом направлении. Но возможен вариант, что пища одновременно обнаружена разными концами звезды. Тогда звезда начинает стремиться в разные стороны, и ее разрывает пополам. Впрочем, для морской звезды это не страшно, из этих половинок образуется две новых звезды. Кишечнополостные изобрели нейрон – универсальную клетку для реагирования. Изобретение оказалось на редкость удачным. Нейрон с некоторыми видоизменениями позже взяли на вооружение все последующие виды организмов, включая человека. Нейрон удобен тем, что позволяет запросто строить нервные сети любой сложности, а на их основе легко отражать все более сложные элементы окружающей среды. Дальнейшее совершенствование систем отражения будет рассмотрено на примере червей.
Фёдор 16 сентября 2023 Цитаты из книги К. П. Шереметьева «Интеллектика» (продолжение) Системы отражения червей Вдоль всего тела дождевого червя тянутся две параллельные цепочки нервных ганглиев. Две пары самых первых – наиболее крупные. Их активность влияет на активность остальной нервной системы. Благодаря светочувствительным клеткам кожи черви реагируют на свет. Дождевые черви уже имеют сложные врожденные схемы поведения – инстинкты. Они роют норки и затаскивают в них кусочки растений. В светлое время суток черви проводят время в норке. В сумерки черви цепляются задним концом тела за край норки, а передним концом обследуют поверхность вокруг норы и затаскивают туда листья и мелкие камушки. Листьями дождевой червь питается, а камушки использует для укрепления норки. Если червь покинет норку, то найти ее не сможет и будет рыть новую. Образовывать условные рефлексы дождевые черви не могут. У планарий (плоских червей) также есть набор ганглиев, но светочувствительные клетки сосредоточены только в глазных ямках, расположенных в головном отделе. Планарии живут в воде, избегают света и предпочитают двигаться против течения. Планарии используют экзотические методы защиты. Планария терриколя в случае опасности сама себя разрывает на куски. Через несколько часов каждый из 10–20 кусков регенерирует в целого червя. Если планария будет долго голодать, то она начинает пожирать себя. Сначала половые органы, потом мускулы. Но ганглии она есть не будет. При попытке выработать у планарий условный рефлекс на световой стимул и электрический удар выяснилось, что у них просто усиливается чувствительность к любому стимулу – поэтому можно считать, что черви не способны к обучению. Нервная система червей не требует целостности организма и также может разделяться на части. Черви палоло живут на морском дне у побережий Фиджи и Самоа. Для метания икры червь посылает на поверхность только заднюю часть своего тела. Эта часть тела отращивает глаза и ножки, всплывает на поверхность, лопается и разбрасывает икру. Изучение червей показывает, что они имеют набор одинаковых групп нейронов, которые соединяются врожденными связями. Например, нематода Caenorhabditis elegans имеет всегда 302 нейрона. Нематоды делают ставку не на нейронную сеть, а на быстрое размножение. Самки нематод откладывают до четверти миллиона яиц в сутки. В теплой и сырой почве количество нематод может достигать до 2 миллионов на кубический дециметр. Этот червь интересен еще тем, что для него была детально определена структура ДНК, и выяснилось, что большинство генов человека уже содержится в геноме этого червя. В целом, система отражения червей – это заданная программа поведения на определенные стимулы. И хотя поведение червей достаточно гибко, приспособиться к новым условиям и чему-либо научиться они не могут. Впрочем, для их образа жизни это не очень важно. Гигантский трубчатый червь устроился лучше всех. Он достигает размера около 3 метров и селится около горячих источников. Можно сказать, живет на курорте. У него нет даже рта и пищеварительной системы. Он питается отходами бактерий, которые живут у него внутри. Зачем этому червю чему-либо учиться? Черви «догадались», что нейронная сеть нуждается в координации. Для координации они завели нервные ганглии. Именно в ганглиях происходит отбор валентной(субъективной информации—положительной или отрицательной), и они же решают, какова должна быть реакция организма на стимулы. С этого момента природа решила, что идет в правильном направлении, поэтому дальше она сосредоточилась на работе с ганглиями. В следующем сообщении будет рассмотрены системы отражения хордовых.
Фёдор 1 октября 2023 Цитаты из книги К. П. Шереметьева «Интеллектика» (продолжение) Системы отражения хордовых Первые хордовые появились на Земле еще в кембрийском периоде, около 570 миллионов лет назад. В этот момент истории Земли появились многоклеточные, и природа принялась массово экспериментировать с различными формами жизни. На протяжении кембрийского периода уровень моря неоднократно повышался и понижался. При этом происходила резкая смена условий жизни, и целые виды целиком вымирали. Необходимо было выработать принципиально новые системы отражения, которые позволили бы организмам выживать в столь быстро меняющихся условиях. В первую очередь, необходимо было выделить нервную систему в специальный защищенный орган. Так появилась жесткая хрящевая струна – хорда, которая предохраняла нервную трубку, от которой отходят многочисленные нервы. Хорда и по сей день появляется у зародышей всех позвоночных, включая человека. У хордовых нервная система получает полное управление организмом, а сама нервная система обладает выраженной иерархией. Следующим шагом станет появление головного мозга (у первых хордовых мозга еще не было). В настоящее время существует единственный представитель хордовых, который еще не обзавелся головным мозгом – это ланцетник Изучение этого животного показало, что оно уже может организовывать устойчивые условные рефлексы, которые сохраняются в течение суток. Более того, его условные рефлексы вырабатываются именно на определенные виды раздражителей и сопровождаются двигательными реакциями. Первые хордовые уже «поняли»: инстинкты – это хорошо, но учиться тоже нужно. Для этого нужно выделять те сигналы, которые сопровождают валентные стимулы (субъективная привлекательность -это положительнаявалентность, а субъективная непривлекательность— это отрицательная валентность), и реагировать на них. Уровни организации нервной системы Теперь мы можем выделить основные приобретения нервной системы до появления мозга — Инстинкт. Живой организм появляется на свет с набором готовых схем реагирования на стимулы, который генетически заложен в строении нервной системы. — Реагирование. Любой валентный сигнал попадает в нервную систему, и результатом его обработки является двигательная реакция. — Привыкание. Снижение валентности повторяемых сигналов. Часто повторяемый сигнал не опасен, и реакция на него уменьшается. — Иерархия нервных цепей. Сравнение валентностей различных каналов передачи информации. Сигнал, проходящий по более важному органу, перекрывает не очень важный сигнал. — Цефализация. Выделение ряда головных ганглиев в качестве центральных. Это очень важно для подвижных животных, так как при перемещении нужно быстро определить, что ждет впереди, и среагировать на это. — Условный рефлекс. Постоянное сочетание невалентного сигнала с валентным повышает валентность этого сигнала.
Фёдор 2 декабря 2023 Альтернативная ветвь эволюции Может показаться, что врожденные модели поведения, записанные в определенных нейронных сетях, весьма примитивны, но сравнение с другой ветвью эволюции показывает, что это не так. В случае с членистоногими природа выбрала следующий подход развития систем отражения. Отдельная особь является частью некоторой семьи, поэтому системой отражения обладает семья в целом, а каждая особь выполняет в семье набор заранее определенных функций. Эти функции записаны генетически в виде специальных программ поведения, которые включают и средства коммуникации между особями. Наиболее развитые представители членистоногих – пчелы, термиты, муравьи – имеют сходное с червями строение нервной системы, а именно параллельные цепочки нервных ганглиев. Но есть и существенные отличия. Во-первых, размер ганглиев. Ганглии пчелы содержат 850 тысяч нейронов в отличие от червей, у которых число нейронов измеряется лишь сотнями. Во-вторых, наличие органов чувств. У пчел хорошо развито зрение и обоняние. Зрение пчелы – набор из нескольких тысяч маленьких глазиков – омматидиев. Половина мозга занимается обработкой зрительных образов. Существенную роль для пчелы также играет обоняние. Посмотрим, на что же способна такая организация системы отражения. Общественная жизнь пчелы очень сложна. Вскоре после выхода из куколки пчела становится уборщицей. Она чистит ячейки, в которые матка будет откладывать яйца. Через три дня она начинает кормить личинки. Через десять дней обязанности молодой пчелы усложняются. Ей приходится заниматься строительством сот из воска, приемкой меда от пчел-сборщиц, заполнением медом ячеек. На двадцатый день она становится охранником и дежурит у входа в улей. Наконец, взрослая пчела становится сборщицей меда. Хотя разговаривать пчелы не могут, они все-таки могут обмениваться информацией. Для этого используется специальный танец. Танцем пчела сообщает другим пчелам, в каком направлении находится пища. Но не следует думать, что она просто запомнила свой маршрут и повторяет его в танце. Даже если она нашла пищу путем долгого кружения по местности, другим пчелам она сообщает сразу кратчайший маршрут. Танец пчелы состоит из пробежек по прямой и вилянии брюшком. Направление движения указывает угол маршрута по отношению к солнцу. Если источник пищи далеко, то пчела делает круг и опять повторяет танец. За пчелой-танцовщицей следуют другие пчелы, которые повторяют танец и нюхают «солистку». Запах, исходящий от танцовщицы, указывает, на каких цветках искать пищу. Возможности обучения пчел своеобразны. У пчел хорошо вырабатываются условные рефлексы. Можно научить пчелу садиться на листы бумаги определенного цвета. Пчела определяет время суток, так как от этого зависит, какие виды цветов раскрываются к этому времени. Но условные рефлексы хорошо вырабатываются только на ту деятельность, которой пчела постоянно занимается.