Фёдор 19 июля 2023 Это второе направление «Самосовершенствования» Начать тему мне захотелось с вопросов возможно парадоксальных, но на мой взгляд заставляющих лучше задуматься, что из себя представляет человек. Наверняка вы читатель и я в том числе, говорим «моя рука, мои ноги, мои глаза, моя голова, мой мозг……. Эти слова подразумевают, что у этих рук ног, глаз……. Имеется хозяин. Если задать вопрос: «Кто этот хозяин?» , то каждый из нас ответит «Я». «А где находится этот хозяин, каково его место положение?» Многие подумав скажут «В голове... В мозге …» В первые перестроечные годы по телевизору довольно часто можно было услышать о людях потерявших память. Хочу, чтобы и вы ярче представили себе человека потерявшего память. Человека не знающего как его зовут, не знающего и не узнающего своих близких, не помнящего ни отца, ни мать... Не помнящего свою прошлую жизнь… Есть ли у такого человека «Я» хозяин рук, ног, головы…? Что из себя представляет данный человек? Думаю это тело не имеющее своей личности и жизни… Не позавидуешь таким людям…Он понимает что существует, и в тоже время у него нет прошлой жизни. Есть только ощущение своей ущербности…Этот пример лишний раз подтверждает справедливость формулировки « Человек это тот, кто думает, помнит и делает.» Кстати люди наблюдающие за потерявшими память говорили, что человек не знающий своего имени, места жительства и своей прошлой жизни, может спокойно сесть за пианино и сыграть ноктюрн Шопена, или вальс Штрауса. Заточить ножик и вырезать различные фигурки, приготовить борщ. Оказывается в этих случаях не теряется мышечная память. Сейчас уже существуют методики для лечения этого недуга, с помощью людей знающих его и его личных предметов. Наверняка многие из вас слышали рекомендации меньше находиться в прошлом и в будущем. У каждого из нас жизнь одна и она длиться только, в течении миллисекунд состояния «здесь и сейчас». Ведь прожитых прошлых секунд уже не вернуть, а находиться в пока не существующем будущем длительное время, также не разумно. Как правило оно «почему-то» всегда качественно не такое, как мы себе представляли. И планы в большинстве случаев приходится корректировать, с учетом произошедших изменений. Главной практикой самосовершенствования себя является накопление знаний о психологии, социологии и самонаблюдение. А главным в самонаблюдении является необходимость обращать внимание на свои ошибки (особенно повторяющиеся) и собственные противоречия. Когда противоречат два ваших же верования (убеждения.) В данной теме, я намереваюсь, показать свое нынешнее воззрения о себе, которое продолжаю совершенствовать на стыке наук, которые вобрала в себя когнитивистика (психология, философия, лингвистика, нейронаука, антропология, айти-технологии). Именно в них сейчас я пытаюсь найти необходимую информацию, которая позволит расширить мое воззрение о себе, а значит и о мире в целом. Самосовершенствование происходит вместе с трансформацией моих ценностей и взглядов (верований, правд). Некоторые люди хвастают своим постоянством "Я своего мнения не меняю".... Прежде всего это не правда, которая может быть не осознаваемой ложью. Человек как и все в мире непрестанно изменяется. Как минимум стареет. Правда у каждого эти изменения происходят с различной скоростью и зависят от множества причин, от багажа знаний, их качества, от опыта, даже от тематики проводимых опытов, от обстоятельств, от уровня своих установок (предвзятостей, или мыслей-намерений) и даже от местности проживания. Чтобы понять окружающий мир надо, прежде всего, лучше понять, что из себя представляем мы сами, как наблюдатели. Ведь от выбора точки зрения наблюдателя и его мировоззрения зависит, что он наблюдает и как он это делает.
Фёдор 20 июля 2023 @Фёдор Это сообщение хочу начать с фразы, которая была высечена на храме Аполлона в Дельфах построенном в 525-505 годах до новой эры.… «Познай себя». Сократ в различных диалогах с другими философами разъяснял свою позицию, что во всяком ремесле мастер и инструмент, которым он пользуется, не тождественны друг другу. Отсюда мы можем делать выводы, что исследуемое (окружающий мир) и исследователь (человек) это не одно и тоже. Как мы видим, что древние мудрецы руководствовались этим изречением познавая окружающий нас мир, общество и себя в том числе. У многих читателей существует твердое убеждение, что для того, чтобы стать совершеннее необходимо бороться со своими недостатками, переиначивать себя. Исследования же показывают, что изменения в людях чаще всего происходят без особых усилий, играючи, или сами собой, когда люди, во-первых начинают понимать суть их и результативность, и во-вторых твердо осознают необходимость в этих изменениях. В этом случае люди просто позволяют этому случиться с уверенностью, что это действительно сработает. Им лишь необходимо только проявлять бдительность при появлении ситуаций, в которых необходимо обращать внимание на эти изменения. Такой подход к самосовершенствованию не обеспечит готовыми решениями проблем вашей жизни, но он обеспечит вас инструментами, которыми вы можете пользоваться для исследования своей жизни, упрощение и прояснение причин возникновения ваших проблем и конфликтов. Они помогут вам понять, что вы действительно хотите делать. Они также помогут процессу вашей индивидуализации — помогут реально взглянуть на себя, на свою жизнь, и принять себя, таким каким вы являетесь на самом деле. Часто это будет противоречить тому, что общество, или ваш супруг (супруга), или друзья говорят по поводу того, каким вам «следует» быть в той или иной ситуации. Если вы будете следовать их советам, то вы должны понимать что, нести ответственность за последствия придется тоже вам, а не перекладывать ответственность на тех кто вам это посоветовал.
Фёдор 23 июля 2023 Задумывались ли вы над тем, что ваше восприятие себя, своего Я, находится только в пределах вашего сознания и вашей памяти, что ваше восприятие другими людьми другое и не совпадает с вашим. Их варианты вашего Я только отдаленно напоминают оригинал. Ваш вариант самого себя охватывает все что сохранилось лишь в вашей памяти. Обычно мы не думаем о себе, о своей личности с этой точки зрения. В каждый конкретный момент времени мы осознаём лишь маленькую часть себя. Чаще всего мы ассоциируем свое я, с со своим домом и семьей, с работой и отношениями с сотрудниками или товарищами… Все зависит от того, какова иерархия ценностей и целей в данную конкретную минуту и на что обращено наше внимания . Наша иерархия целей напрямую зависит от иерархии наших ценностей и от нашего эмоционального состояния в данную минуту. Это означает что в каждый конкретный промежуток времени ваше я другое . Вы мысленно представляете себя в разное время разным, не таким как вчера или уж точно как год назад. Вспомните как воспринимаете вы других людей, которых вы не видели какое-то время. Вы их видите ведь другими… измененными. Тоже самое происходит и с вами. Не даром у Шекспира сказано «Весь мир – театр, а люди в нем актеры «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль» И так думаю понятно, что у каждого из нас свое субъективное восприятие, которое зависит от наших с вами мировоззренческих ценностей в каждую конкретную минуту , от наших эмоций, но кроме того оно зависит не меньше, если не больше, от уровня развития наших органов восприятия, от качеств нашего мозга и от того какие виды нашего мышления в нас развиты лучше в настоящее время. В следующем сообщении мы поговорим более подробно, о том что из себя представляет восприятие и как оно развивается (совершенствуется) в течении жизни человека.
Фёдор 26 июля 2023 Очень важно определить момент когда человек начинает ощущать т. е. познавать окружающий мир. Вот что мне удалось найти в интернете по этому поводу Джанет Ди Петро, психолог из Университета Джонс Хопкинс опровергает ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают: К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать. Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз). Плод пробует пищу матери. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую. Среди прочих умственных умений, плод может отличить звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их. Зрение у плода развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Так как в утробе нет абсолютной тишины, нет и абсолютной темноты. Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, это может привести к отклонениям в развитии его головного мозга. Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает. Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить. К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволяет ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть. Рецепторные аппараты у ребёнка в значительной мере зрелы для функционирования уже к моменту его рождения. Ещё в последние месяцы утробной жизни созревают чувствительные пути, идущие от органов чувств к мозговой коре, — сначала для осязания и мускульного чувства, световой чувствительности, а также для обоняния и вкуса, потом для зрения и затем для слуха. У грудного ребенка рано развивается кожная чувствительность они реагирует на холод и влажность. Процесс овладения пространством совершается у ребёнка в тесном единстве действия и познания. Ребёнок в значительной степени познаёт пространство, по мере того как он им овладевает. В начале он овладевает «ротовым» пространством при его кормлением грудью или из бутылочки с соской, затем «хватательным» пространственными размещениями предметов (далеко, близко, высоко, низко) оценка настояния у недавно родившегося ребенка очень неточна. Его пространственная ориентация совершенствуется значительно быстрее с момента начала самостоятельного передвижения т. е. когда он начинает ползать.
Фёдор 30 июля 2023 Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса, благодаря которым, осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение.«Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении» говорится в одном старинном изречении. Ощущения –это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств конкретного человека. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют в момент «здесь и сейчас, по истечении которых они и преобразуются в выше указанном порядке в более сложный психологический процесс восприятия и их кодировку. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия – результат деятельности системы анализаторов. Анализаторы же служат физиологическим отражением ощущений, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т. д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т. д. Во всех случаях воздействия предмета или явления какое либо их свойство раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение– это процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает процесс – возбуждение, которое по нервным волокнам передается в соответствующий участок головного мозга. В мозге же этот процесс превращается из физиологического в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления. Исходя из выше изложенного, можно составить следующую схему процесса первичного познания мира: 1. Раздражение 2. Возбуждение 3. Ощущение 4. Восприятие Таким образом, наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых нашими рецепторами: глаз, ушей, носа, рта и кожи. Мы также чувствительны к нашим телесным сигналам к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. От того, насколько хорошо сработает ощущение, настолько качественно мы сможем воспринять. Информацию исходящую от окружающего мира. А это значит, что ощущение первично. В его основе лежит сложная деятельность воспринимающих аппаратов состоящих из системы клеток и анализаторов, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений анализаторами. Анализатор состоит из трех специфических отделов: — периферического (рецепторного) — передающего (проводникового) — центрального (мозгового). Существует следующая классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по виду раздражителя.
Фёдор 31 июля 2023 Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Думается, что для лучшего осознания развития восприятия у каждого человека следует познакомиться в начале с развитием и совершенствованием восприятия окружающего мира у ребенка. Процесс овладения пространством совершается у ребёнка в тесном единстве действия и познания. Ребёнок в значительной степени познаёт пространство, по мере того как он им овладевает. Важное значение в восприятии действительности имеет свобода передвижения ребенка. У ребенка освоившего умение ползать происходит осознание возможности действовать самостоятельно в зависимости от своего желания, и свободы выбора, снижение зависимости от взрослых людей. Это увеличивает потребность в познании. Восприятие конкретной предметной формы очень рано доступно ребёнку. Уже на втором году можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контурам. В дальнейшем, в дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные и силуэтные рисунки легко узнаются детьми. Наблюдение показывает и эксперимент подтверждает, что начало осмысленного восприятия предмета должно быть отнесено к очень раннему возрасту. Уже к двум годам ребёнок отличает на картинке изображение знакомых ему предметов и людей от цветных фигурных пятен и проявляет интерес именно к предметному содержанию картинки. Не менее определённо она выступает при восприятии картинок. Дети- дошкольники (4—6 лет), как показали опыты, обычно стремились дать истолкование воспринятому Приблизительно к 4 годам, у детей почти каждое попадающее в поле их зрения явление вызывает множество вопросов «что это?», «почему?» и т. д. Познавательная установка ребёнка (4— 7 лет) на точность воспроизведения нашла себе выражение при воспроизведении предъявленных им фигур. Некоторые дети по собственной инициативе прибегали к наложению фигуры на бумагу и её обведению. В некоторых случаях дети пользовались и счётом. Подсчитывали число сторон, углов предъявленной им фигуры. По мере того как расширяется круг интересов и знаний у ребёнка, формируется его мысль, схематизирующее и рядополагающее восприятие всё шире переходит в более адекватное действительности, одновременно анализирующее и синтезирующее восприятие, и они становятся господствующими. Правда со временем к сожалению у большинства людей анализ становится господствующим в ущерб синтезу . Это приводит снижению качества принимаемых решений. Анализ и синтез служат сначала для раскрытия многообразных сторон явлений в их внешних свойствах и совершаются на относительно высоком уровне обобщения. С расширением опыта ребёнка и приобретаемых им в процессе обучения знаний ребёнок начинает адекватнее осмысливать всё более широкий круг жизненных ситуаций. Возникновение наблюдения означает по существу первое выделение из практической деятельности — деятельности «теоретической», познавательной. В ходе умственного развития ребёнка возникновение и развитие наблюдения имеет особое значение. Во-первых, у младших дошкольников трёхлеток при рассматривании картинок часто встречается перечисление. Но это перечисление является проявлением не бессмысленного наблюдения картинки, а осмысленного узнавания предмета по его изображению. В тех случаях, когда сюжет картинки пробуждает у ребёнка пережитое в личном опыте, картинка вызывает связный рассказ о пережитом. В одном и другом случае картинка собственно не является для ребёнка предметом наблюдения, а служит лишь отправной точкой, от которой он идёт к пережитой ситуации или знакомому предмету в действительности. Восприятия, в которых человек познаёт окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д. Осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т. е. узнавание. Узнавание имеет место не только там, где мы опознаём и отожествляем определённый единичный предмет как тот же самый, который был уже прежде нами воспринят, но и в случаях обобщённого узнавания, когда мы опознаём воспринимаемый нами сейчас предмет как стол, стул, лампу, книгу и т. д. А без такого обобщённого узнавания предметов как относящихся к такому- то роду вообще не приходится говорить об осмысленном восприятии.
Фёдор 14 августа 2023 Итак выше более подробно были рассмотрены составляющие процесса познания мира —раздражение происходящее за счет волн излучаемых объектами и явлениями окружающей человека действительности —Возбуждение раздраженных рецепторов — Появление с помощью раздраженных рецепторов ощущений и их свойства. Сегодня предлагаю рассмотреть подробнее рождение видов восприятия и их свойств Восприятие – простейший познавательный психический процесс целостного отражения предмета и явления при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность (анатомо-физиологический механизм деятельности рефлекторов) анализаторных систем, которые определяют целостность отражаемых объектов и явлений. Выделяют следующие виды восприятия: 1. В зависимости от категории анализаторов: —зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое. 2. В зависимости от активности: — произвольное, непроизвольное 3. В зависимости от форм существования материи: — восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения 4. В зависимости от воспринимаемых объектов: — восприятие речи — восприятие предметов — восприятие ситуаций — восприятие музыки — восприятие человека. 5. В зависимости от продолжительности и степени охвата воспринимаемой информации: — единомоментное, обобщенное, целостное восприятие — последовательное, развернутое во времени восприятие, необходимое для проведения детального сенсорного анализа поступающей информации. Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: —предметностью —целостностью —константностью —осмысленностью —избирательностью —апперцепцией т. е. создаваемых человеком образов в зависимости от его опыта и мировоззрения Предметность выражается в отнесенности образов восприятия с предметом и явлениями окружающего мира. Целостность – законченная и оформленная структура на основе обобщения знаний о всех его свойствах. Мы воспринимаем фактически обобщенную структуру, которая формируется опытным путем в течение некоторого времени. В отличие от ощущения (отражающего отдельные свойства предмета) восприятие дает целостный его образ, который складывается на основе обобщения полученных человеком знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Константностью называется относительное постоянство предметов при изменении условий действительности. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа в относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Избирательность. Человек не может воспринимать все то, что его окружает, он воспринимает лишь то, что выделяет, то что ему необходимо для данного намерения, для деятельности, в данный конкретный момент времени и определенной ситуации. Воспринимает только то, на что направлено его внимание. Осмысленность. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами. Восприятие зависит не только от свойств и качеств раздражающего его объекта или явления действительности, но и от мировоззрения и психического состояния самого воспринимающего субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек и поэтому на восприятии всегда сказываются особенности личности (его знания, опыт, т. е. его мировоззрения).
Фёдор 22 августа 2023 В этом сообщении мы попытаемся подробнее рассмотреть каким образом и результате чего возникают различные виды наших ощущений. 1. Зрительные ощущения. Возникают в результате воздействия электромагнитных волн определенной длины (от длины волн зависит цвет: ахроматические волны – черное, белое и серое изображение, хроматические – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку. Цветовое и черно-белое зрение обеспечивается также наличием палочек и колбочек. На периферии расположены палочки, которые отвечает за черно-белое изображение, в центре – колбочки – отвечают за цветное зрение. Нарушение палочек и колбочек приводит к зрительным аномалиям. Например: нарушение палочек является причиной возникновения куриной слепоты, а колбочек – дальтонизма. 2. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы языка веществ, растворенных в слюне или воде. Выделяют следующие вкусы: — кислый (определяют рецепторы боковой области языка), — сладкий (определяют рецепторы кончика языка), — горький (определяют рецепторы основания языка), — соленый (определяют рецепторы боковой области языка). 3. Слуховые ощущения возникают при воздействии на ухо звуковых волн. Характер звуковых волн зависит от амплитуды частоты, колебания, вследствие чего, звуковые ощущения классифицируются на музыкальные звуки (пение, слух, звуки музыкальных инструментов и т. д.) и шумы (стуки, шорохи и т. д.). Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. 4. Обонятельные ощущения. Они относятся к ощущениям, которые отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. Которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом некоторых газообразных веществ. Выделяют следующие запахи: — эфирный (ацетон), — камфорный (масло), — мускатный (пряности), — цветочный (цветы), — ментоловый (мята), — острый (уксус), — гнилостный , — жгучий Роль обоняния – оценка потребляемой пищи, создание положительного или отрицательного самочувствия. 5. Кожная чувствительность. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем, которые вызывают следующие виды кожной чувствительности: — тактильные ощущения – ощущения прикосновения и давления. Ощущения возникают при прикосновениях и раздражениях рецепторов, находящихся на поверхности кожи. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах; — температурные ощущения – ощущения холода и тепла; данные ощущения имеют большое значение в терморегуляции человека; — болевые ощущения – возникают при воздействии на рецептор раздражителя, разрушительного по силе. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон; — осязание – ощупывание человеком окружающих его предметов. Осязание – специфически человеческая, выработавшаяся в труде система познавательной деятельности руки. 6. Органические ощущения. Ощущения, отражающие состояние нашего организма, так как связаны с органическими потребностями. К ним относятся голод, жажда. 7. Статические и кинестетические ощущения. Данные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы статистической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Пример ощущений: ощущение равновесия, ощущения движений отдельных частей тела.
Фёдор 6 сентября 2023 Почему мозг любит ошибаться Каждое когнитивное искажение имеет свою цель. Они возникают во время работы мозга, чтобы облегчить задачу адаптироваться в окружающем мире, и при этом не приобрести психическое расстройство, сэкономить свои силы и драгоценное время. Мы плохо замечаем свои когнитивные искажени. В этом и заключается их коварство. Вот например одно из них.. Избирательное восприятие Мы начинаем обращать внимание на появление какой-то вещи, феномена или объекта, которых не замечали ранее. Скажем желая купить автомобиль мы начинаем думать, что эта модель автомобиля вдруг стала более популярной. Хотя на самом деле мы просто включили ее в рамки своего восприятия. Похожий эффект происходит с беременными женщинами, которые внезапно начинают замечать, сколько вокруг них других беременных женщин. Мы почему-то начинаем всюду видеть значимое для нас число или слышать понравившуюся нам песню. Мы словно пометили их галочкой в своем сознании. Затем к избирательности восприятия прибавляется уже рассмотренный нами когнитивный эффект предвзятость подтверждения. Мы испытываем слабость к своим убеждениям Нам очень нравятся советы, которые подкрепляют уже принятое решение. Мы отвергаем детали, противоречащие собственным убеждениям. Искажение в восприятии выбора. Сперва мы склонны сделать шаг или выбор, а потом приводим доводы к его оправданию. Сперва приобретаем что-то, потом ищем причины, для чего именно оно нам необходимо. Мы склонны фиксировать ошибки других А свои замечать не торопимся. Поэтому не спешите утверждать, что вы окружены дураками, посмотрите сначала на себя самого.
Фёдор 20 сентября 2023 Существуют следующие свойства ощущений: 1. Интенсивность – количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора. 2. Качество – свойство, отличающее одно ощущение от другого. 3. Продолжительность – время действия раздражителя на рецептор. 4. Последствие – свойство, состоящее в инертности рецептора на раздражитель. 5. Адаптация – изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя. 6. Пространственная локализация – представление о том, где локализуется ощущение. 7. Наличие порогов ощущения:– нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. – верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между Jo и Jmax носит название диапазон чувствительности. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (ΔJ). Интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 – 0,2 с). 8. Взаимодействие ощущений: – повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (скрипачи обладают повышенной чувствительностью к звукам)– сенсибилизация; – возникновения ощущения под влиянием одного анализатора ощущения, характерного раздражителя для другого анализатора (цветной слух)– синестезия; 9. Контраст – изменение чувствительности под влиянием предшествующего или отсутствующего анализатора (после холодной воды, теплый чай кажется горячим).
Фёдор 8 октября 2023 Но восприятие в своей конкретной реальности не может ограничиваться обобщённым, обезличенным опознанием предметов вне пространства и времени. Для познавательной ориентировки человека в окружающей действительности требуется известная преемственность между различными восприятиями, посредством которых в истории развития личности совершается её познание действительности. Сохранение этой преемственности — не менее существенная сторона памяти, чем способность запомнить определённое положение или какую- нибудь частную операцию. Восприятие действительности у каждого человека исторично, связано со всей историей его жизненного пути, включено в преемственную связь его опыта. Преемственная связь опыта сплетается из воспоминаний, воспроизводящих пережитое. Но практическая деятельность порождает необходимость не только в том, чтобы включать получаемые в процессе восприятия знания о действительности в контекст определённой ситуации личного опыта, но и в том, чтобы извлекать, абстрагировать их из этого контекста.