Masaeva 12 декабря 2017 Проблема развития межличностных отношений обучающихся в образовательном пространстве приобретает особую актуальность в рамках реализации системно-деятельностного подхода, поскольку от умения выстраивать учащимися межличностные отношения с окружающими зависит не только психологический комфорт и психологическая безопасность личности, но и успешность ее обучения при организации учебного сотрудничества на уроке. Многие современные ученые рассматривают образовательное пространство как организованную педагогическую образовательную среду, систему педагогических факторов и становления личности. Образовательная среда в свою очередь, это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия. В процессе общения ребенок с детства вступает в межличностные отношения, проявляет свои индивидуальные качества, эмоциональное состояние, осваивает нормы и правила поведения в различных ситуациях, учится взаимодействию с другими и пониманию окружающих его людей в разнообразных социальных группах. Окружающие близкие, в свою очередь, готовы оценить, принять и понять эмоциональное состояние ребенка, так как межличностные отношения имеют эмоциональную основу. Однако в образовательном пространстве школы, обучающийся, вступает в общественные отношения в социальной роли ученика, как с учениками, так и с учителем, а межличностные отношения эмоционально окрашивают общение в процессе учебной деятельности. Межличностные отношения имеют особенности развития в различные возрастные периоды. Для исследования мы взяли подростковый возраст, так как он является не простым периодом в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте отмечается изменчивость настроения, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму, придирчивое отношение к взрослым и недовольство собой. Развитие и формирование положительного взаимодействия среди подростков возможно, если он умеет устанавливать контакты с людьми, находить с ними «общий язык». Подростковый возраст это определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Однозначного решения о периоде подросткового возраста нет, временные рамки варьируются с «... 10-11 до 14-15 лет». Главная черта характерная для подростка это личностная нестабильность, в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. В этот момент происходит временное психологическое отчуждение от семьи и школы. Подросток часто ставится перед выбором времяпровождения во внеурочное время: с классным коллективом или другой неформальной группой. В подростковой среде считается важным соблюдение определенных правил и норм, относящихся между членами одной группы таких как: взаимоподдержка, эмоциональный комфорт, сохранение тайны, уважение внутреннего мира другого, отсутствие критики, поучений, ревности. С тем, кто не соблюдает эти правила, могут обойтись жестоко. Они могут оказаться «отверженными» всеми и подвергаться гонениям. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением и принимают его интересы. Это могут быть спортивные интересы или занятия творчеством, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Все причины поведения и выбора предпочтений во взаимодействии с окружающими в свободное время хранятся глубоко внутри каждого ребенка, и в этот сложный для них момент нужна поддержка, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы в выстраивании отношений со взрослыми, в частности с родителями, педагогами. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, педагоги видят только ученика, а он пытается вырваться из этой опеки и проявить свои личностные особенности. Поэтому взаимоотношения со взрослыми бывают очень эмоциональны. Чтобы избежать или предотвратить возможные конфликтные ситуации в образовательном пространстве необходимо помочь ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития, а это и есть сущность психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя не только помощь в трудных ситуациях, оно обеспечивает развитие личности, создает социально-психологические условия для успешного обучения и дальнейшей социализации. При организации процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка важна комплексная и систематичная работа всех специалистов школы, что позволит организовать психологически безопасную образовательную среду. При организации психолого-педагогического сопровождения развития межличностных отношений подростков значимая роль отводится школьному психологу, который не только проводит диагностику данной сферы отношений, но и учит ребят регулировать свои эмоциональные состояние, умению общаться и развивает коммуникативные навыки. Подводя итог можно сказать, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятен взрослому, он нуждается в ежедневной поддержке и коррекции. Поэтому нужно чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.